Я не видел отца на заводе. Завод военный, секретный. Я расскажу, каким Герой труда был в семье, у себя дома.

В молодой семье за 3 года родились 3 детей. Нужны были средства. Родители могли бы устроить детей в ясли и детский сад, чтобы мама тоже зарабатывала. Но отец считал, что дети должны жить в семье с родителями и воспитываться на их личном примере. Мама с ним была согласна. Никто из детей не ходили в детский сад. Мы всегда были у себя дома. С нами всегда была мама. Нам все было понятно, комфортно и спокойно.

Родители разговаривали с детьми. Отец был врожденный педагог и ученый. Наверное, он был единственным рабочим – слесарем, который выписывал и читал журнал «Семья и школа». Он с раннего детства учил нас системно мыслить, понимать себя, свои чувства и желания, и выражать их словами. То есть, ставить цель, задачи, определять способы их решения, выбирать лучший способ, своими ресурсами достигать цели и оценивать результаты.

Это универсальный алгоритм научного исследования, который он унаследовал от своего отца и выработал самообразованием.

Родители объясняли, что и как надо делать, помогали нам, а мы стремились помочь им. Папа уходил на работу. Мама готовила, шила, вязала, вышивала. Прививала нам трудолюбие, организованность, опрятность, ответственность и коллективизм. Это очень пригодилось в жизни.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОБ М. В. Карпове: https://vk.com/video-140106802_456239019

У нас все было – еда, одежда, игрушки, книги. Нам было спокойно, надежно, комфортно. Родители любили друг друга и нас — детей. Они любили жизнь, страну, природу, наше будущее, всех людей уважали. Глядя на них, я считал, что все люди хорошие.

Отец всегда был красивым, ухоженным, со вкусом одетым. Все вещи были добротными и подобранными, создавали ансамбль.

Он не курил, не пил, никогда не кричал, не ругался, не сквернословил. Он был сильным и здоровым. Спортом не занимался, но работа у него была физическая, на работу и в сад он ездил на велосипеде до 80 лет. Поднимал его на 4 этаж. 9:22

Он относился к детям с интересом и уважением, отвечал на все вопросы и запросы. Он знал, что нам нужно и покупал нам хорошие диафильмы, книги и грампластинки, выписывал детские газеты и журналы. 70 лет назад не было телевизоров. Папа купил нам фильмоскоп и много хороших диафильмов. Регулярно показывал нам и нашим друзья диафильмы. В нашей квартире собирались дети соседей, и мы с интересом смотрели сказки Пушкина, басни Крылова, историю русской авиации, рассказы о летчиках, о полярниках, об ученых, о героях войны и труда. По инициативе отца наша комната несколько лет была очагом культурного и патриотического воспитания детей нашего подъезда. Он это делал с удовольствием, за счет своего личного времени и безвозмездно.

Когда мы еще не умели читать, отец читал нам тексты в диафильмах, мы сопереживали и узнавали что хорошо, а что плохо. Он формировал детям духовно-нравственные ценности, коллективизм и патриотизм. Искренне, душевно, по-отечески, с любовью и ответственностью, личным примером.

Отец дал пример творческой работы. Мы с детских лет видели его читающим и пишущим. Он разработал 90 рационализаторских предложений, то есть рабочий-слесарь постоянно был увлечен научным творчеством, совершенствованием моторов самолетов.

Помню, как к нам домой приходили его друзья — молодые, здоровые, сильные, красивые и трезвые мужчины. За столом обсуждали свои изобретения. Нас не отправляли погулять. Я мог со стороны видеть, как они очень уважительно относились друг к другу и умно разговаривали. Мы – дети — не понимали сути, но понимали, что это очень хорошее, интересное и важное занятие. Я мечтал, что когда буду большой, я тоже буду делать изобретения и обсуждать их с друзьями.

В нашем доме бывало много сотрудников отца – рабочих из бригады отца, а также руководителей цеха и завода. Прошло 60 лет, но я помню многих заводчан. Особенно – запомнился начальник цеха – Михаил Семенович Пантелеймонов. Он был намного старше и важнее, но с большим уважением, по-отечески относился к молодым рабочим. Воспитывал у них патриотизм, коллективизм, профессионализм и личную ответственность. Он отмечал положительные человеческие качества у каждого.

У моего отца он отмечал высокую культуру труда, мышления и поведения. Простой рабочий — слесарь-сборщик хорошо работал руками и головой.

Он понимал сам и мог объяснить другим, как и почему летит самолет, как работает весь мотор и каждая деталь в нем. Роль каждой детали, как она держится на своем месте и вращается, как взаимодействует с другими. Какие варианты ошибок и брака сборки могут быть по вине сборщика, как они повлияют на работу двигателя, на полет самолета, на судьбу летчиков и пассажиров…. С отцом советовались главные инженеры и конструкторы, директор завода и более высокие руководители.

Отец передавал, знания и навыки молодым рабочим, своим примером воспитывал ответственность, совесть. Был хорошим наставником. У него было личный знак качества и высокий авторитет.

Отец работал слесарем сборщиком моторов для самолетов. Его работа была самым уважаемым делом для всей семьи. В те времена завод работал круглосуточно в 3 смены. Одну неделю в первую, одну во вторую и одну в ночную. После ночной смены отцу нужно было поспать днем. Мы дети понимали эту ситуацию и старались не шуметь, не говорить, не хлопать дверью, чтобы его не разбудить. Уважение к людям труда было глубоким и искренним.

Мой Отец для всех – мамы, сестры, брата и меня был самым любимым, дорогим и уважаемым Человеком. Он соответствовал образу идеального отца. Был примером во всем.

Я — врач психиатр, психотерапевт, нарколог – доктор наук и профессор. Но алгоритм моей работы такой же, как у слесаря-сборщика. В основе конструктивное, системное мышление. Я определяю здоровые и пораженные составляющие психики и поведения. Поврежденные структуры и функции восстанавливаю и снова собираю личность. Создаю из элементов конструкции — духовные, социальные, психологические и биологические.

Начинаю с создания идеального образа личности – образа мечты, реально привлекательной и мотивирующей на целенаправленный, систематический труд для развития всех ресурсов и достоинств личности в форме самооздоровления и саморазвития.

Карпов Анатолий Михайлович

10 января 2024 года