Людмила Парицкая. Господин Вдовин и буря в его стакане, изображение №1

Представить себе невозможно, чтобы в Италии нашелся хоть один депутат, который бы позволил себе даже в шутку предложить снести привычный Колизей, чтобы построить на его месте улучшенную копию из более современных материалов. Его бы просто закидали камнями.

Мне скажут: «Но это же памятник архитектуры Древнего Рима!» Правильно, но, поверьте, огромное количество людей видят в нём просто развалины. История далеко не всегда имеет глянцево-аккуратный вид. В нашей стране в последние десятилетия стал преобладать невежественный «лужковский» стиль отношения к культурному наследию, выраженный одной фразой: «Мы сделаем лучше!».

Пятьдесят шесть лет тому назад архитекторы Литвитский и Аганов в ландшафтном сквере «Дворянское гнездо» построили первую и именно потому уникальную беседку-ротонду, которую надо было хранить как зеницу ока потому, что она была подлинным и, до недавнего времени, одним из главных символов русского города. Людям ментально необходимо нечто незыблемое в своём постоянстве, дающее может быть и иллюзорную, но уверенность в завтрашнем дне. Для Орла ротонда была как раз таким своеобразным «Колизеем».

Людмила Парицкая. Господин Вдовин и буря в его стакане, изображение №2

И вот теперь её нет! Памятник культуры и истории варварски, средь бела дня, на глазах ошарашенных жителей, превратили в груду обломков. Да, памятник! Ландшафтный сквер «Дворянское гнездо» официально считается памятником середины 19 века и имеет статус охраняемого государством.

По закону 73-ФЗ, если в объекте культурного наследия не определены предметы охраны, то охране подлежит ВСЁ, как оно было на момент постановки объекта на охрану. В нашем случае, речь идёт о целом ансамбле, в который полноправно включены ротонда и балюстрада, а это значит, что они являются объектами культурного наследия со всеми вытекающими последствиями, как бы кто-то этого не хотел.

Преступление, произошедшее в «Дворянском гнезде» сейчас, у человека разумного и обладающего критическим мышлением вызывает лишь недоумение и возмущение! Зачем вообще нужно было затевать эту имитацию благоустройства? Затем, чтобы одну средней паршивости недавно положенную плитку заменить на другую, ещё более сомнительной паршивости, стереть с лица земли ротонду и понаставить дешёвых интернетных фонарей и скамеек, весьма далёких от стиля 19 века? И, следуя модному нынче стандарту, «украсить» бронзовыми куклами? Кому нужны эти бесконечные примитивные пластические операции по омоложению истории? Кому нужен этот ширпотреб? Я ничего не утверждаю, но возникает подозрение, что существует только одна причина — распил денег!

Людмила Парицкая. Господин Вдовин и буря в его стакане, изображение №3

И на этом фоне, господин Ливцов, наш знаменитый краевед и «защитник» объектов культурного наследия, с циничной пренебрежительностью вбрасывает в публичное пространство утверждение, что это типовая бетонка и, дескать, не о чем жалеть. Мол, по всей России бетонные дома меняются на современные. Но он почему-то не знает или не желает знать, что «новые» дома строят из такого же бетона, только хуже, а реновация себя не оправдывает.

Никакого современного материала для строительства беседки не существует. Будет тот же армированный бетон, но, если разрушенная беседка простояла 56 лет и ещё бы стояла, то новодел и десяти не простоит. Могу поспорить. А, если господину Ливцову так ненавистны типовые постройки, то почему бы ему не посягнуть на типовое здание областной администрации, кстати, которое имеет статус объекта культурного наследия? Может быть, он предложит и его сломать и построить на его месте что-нибудь из современных материалов?

Людмила Парицкая. Господин Вдовин и буря в его стакане, изображение №4

Виктор Анатольевич также утверждает, что проект прошел культурно-историческую экспертизу, но без официального документа с печатью и подписями это всего лишь голословное заявление, которое мы почему-то должны принимать на веру. Не говоря уже о том, что всё, что у нас в последние годы строится («титаники», мосты, «красивейшие улицы»), неизменно проходит через скандалы, суды и приговоры, хотя изначально тоже всё было «согласовано»…

Людмила Парицкая. Господин Вдовин и буря в его стакане, изображение №5

Как же надоела уже эта «пляска на гробах»! Никакой необходимости в уничтожении ротонды не было. Утверждение, что она была признана аварийной, никаким официальным документом не подтверждено и поэтому смело можно сказать, что депутат М. В. Вдовин, назначенный ответственным за всё, что будет сделано в «Дворянском гнезде», единолично дал добро на действия разрушителей, направленные на банальную ликвидацию государственной собственности. А это напрямую связано с уголовным кодексом.

Людмила Парицкая. Господин Вдовин и буря в его стакане, изображение №6

Но, вот что действительно угрожает жизни, находясь по-настоящему в аварийном состоянии, так это берег, о чём я неоднократно информировала господина Вдовина. И не только я. Всем известно, что город Орёл стоит на карстовых породах, которые состоят из известняка с пустотами! Это очень опасные и непредсказуемые в случаях обвала породы, и все видимые изменения, происходившие с балюстрадой и ротондой, обусловлены береговыми сдвигами, а не старостью. Какую бы новую ротонду на этом месте не построили, не укрепив берега, она может рухнуть, даже не дождавшись торжественного открытия, поэтому сначала надо было потратить выделенные миллионы именно на это. Но, где там?!

За 65 лет, что я живу в «Дворянском гнезде», берег «ушел» на пять метров и из пологого превратился в отвесный, продолжая разрушаться. Первый корпус детской больницы постройки 1971 года весь в тяжах, и что с ним будет дальше — неизвестно. Вернее, известно, только вопрос, когда это произойдёт. В царское время в городе запрещалось строительство выше четырёх этажей. Теперь почему-то решили, что «современные» методы позволяют строить чуть ли не небоскрёбы. Как бы не так!

К великому сожалению, люди зачастую не улавливают причинно-следственную связь, как в собственной жизни, так и в окружающем мире. Все события находятся в прямой или косвенной зависимости друг от друга и в основном являют собой результат верных или неверных решений, принятых в прошлом. Например, наличие карстовых пород при страшном турецком землетрясении в разы увеличило количество жертв, именно потому, что власти увлеклись строительством высоток с ложной уверенностью в том, что современные методы помогут противостоять любой стихии.

А ротонда и балюстрада при новейших технологиях легко могли быть отремонтированы с приданием им более привлекательного, но не нарушающего исторически сложившегося, вида. Странно, что ни архитектор, ни академик-дизайнер понятия о продвинутых методах восстановительного ремонта не имеют.

Неужели ради претворения в жизнь бездарного и стандартного проекта благоустройства карманов (ой, простите, сквера!) надо было идти на уголовное преступление по самовольному сносу памятника культуры, что категорически запрещает закон 73-ФЗ?

Ведь официального разрешения на снос никто не давал. И, неужели господину Вдовину неизвестно, что даже министерство культуры не может выдать разрешения на принудительный снос потому, что этот процесс всегда предваряет длительная процедура вывода памятника из реестра объектов культурного наследия, для чего проводится всесторонняя экспертиза с привлечением профильных специалистов и последующим оформлением документа, подписанного всеми участниками данного процесса?

Но, ничего этого нет и в помине. Опыт с домом на Гостиной, 1 его ничему не научил…

Более того, неужели нашим благоустроителям неизвестно, что теперь на месте незаконно разрушенного памятника НИЧЕГО нельзя строить, кроме его полного восстановления с ТЕМИ ЖЕ строительными материалами и архитектурными изъянами?

И, неужели нашим доблестным музейным работникам, устроившим не так давно недостойную, неприличную травлю бывшего, ныне покойного, президента музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» Н. И. Левина за то, что он, бережно разобрав дом в усадьбе И. С. Тургенева, потом также бережно его собрал, но на уже укреплённом фундаменте, не стыдно молча смотреть на настоящее уничтожение истории и культуры? Теперь, оказывается, никаких нарушений нет.

И, наконец, неужели ничтожный по своим профессиональным и творческим качествам, кукольно-картонный, больше всего напоминающий декорации провинциального театра, проект Горлова и Шарёнковой достоин таких жертв и такого цинизма? И где гарантия, что лет через пять-десять ещё какому-то бывшему сотруднику МЧС не захочется сызнова «осовременить» несчастный сквер и он начнёт из самых лучших побуждений громить и «улучшать» недавний новодел?

Людмила Парицкая. Господин Вдовин и буря в его стакане, изображение №7

Я буду страшно удивлена, если «г-ну Вдовину и Компании» и дальше разрешат их откровенно вредительскую деятельность по полному уничтожению остатков охраняемого государством сквера «Дворянское гнездо» и преступного изменения его облика в насмешку над великим писателем И. С. Тургеневым и его искренними почитателями!

Людмила Парицкая.