На оперативном межведомственном совещании в Прокуратуре Орловской области председатель Комитета за гражданские права — 57 Василий Михайлович Паскару выступил с докладом «Новые направления борьбы с коррупцией».

Публикуем полный текст доклада.

При подготовке к выступлению я познакомился с историей коррупции и способами борьбы с ней. Этой информации в интернет-ресурсах очень много.
Оказывается, что коррупция существовала всегда, как только формировался управленческий аппарат, и была присуща всем государствам в любые периоды их развития.
Всегда коррупция признавалась негативным социальным явлением. Она есть только в структуре управления. В семьях, в отношениях между родителями и детьми коррупции нет. Среди животных коррупции тоже нет.
Предлагались и применялись разнообразные меры по борьбе с коррупцией, вплоть до смертной казни, конфискации имущества, снятия с должностей, лишения свободы.
Антикоррупционная политика активно реализуется в правовой сфере в качестве предмета постоянного внимания законодательных органов. Ратифицированы две важнейшие конвенции по вопросам борьбы с коррупцией29. Принят Федеральный Закон Российской Федерации от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»..
Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» (вместе с «Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации», «Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений», «Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений»)

В информации от 17 марта 2022
Госдума приняла законопроект об изъятии у чиновников сомнительных доходов на сотни миллиардов рублей. Президент РФ подписал законопроект в целях борьбы с коррупцией среди чиновников. Во втором чтении Госдума поддержала и приняла новый закон. При условии возникновения подозрений в нечестном заработке счета и имущество госслужащих будут …
Роскомнадзор: владелец сайта нарушает закон РФ

Но применение даже самых строгих и жестоких мер в Китае и Японии не исключало попыток отдельных людей получить личные выгоды от административных ресурсов.

Недостаточная эффективность государственных законодательных, правовых, административных, информационных и общественных подходов и инструментов профилактики и устранения коррупции мотивирует на более системное, комплексное, мультидисциплинароное исследование проблемы коррупции.

На этом направлении есть новые, оригинальные, конструктивные разработки.
Начнем с того, что современная научная парадигма определяет человека как существо био-психо-социо-духовное. Признает наличие у человека четырех названных потребностей – биологических, психологических, социальных и духовных. Они не только признаются, но и определенным образом соотностся между собой, и структурируются в единое целое как в матрешку, по строгому потребностно-иерархическому принципу возрастания масштабов потребностей от биологических через психологические и социальные к духовным.

Это позиционируется как общечеловеческая норма, с которой нужно соотносить цели, задачи и способы работы государства, всех министерств и служб.

Кратко поясню эту концепцию:

Биологические потребности предназначены для обеспечения целостности и гармоничности человека в границах организма. Это потребности в воздухе, воде, еде, тепле, одежде, жилье и др. Их масштаб ограничен запросами поддержания внутреннего физического и химического баланса (гомеостаза) и саногенеза. Они поддаются точному расчету по физиологическим нормам. Как недостаточное, так и избыточное потребление даже самых полезных продуктов причиняет не пользу, а вред здоровью.

Психологические потребности обеспечивают адаптацию и интеграцию человека в малом социуме, в пределах своей личности, семьи и дома. Это потребности в безопасности, приятии, понимании, доверии, заботе, надежности, предсказуемости отношений в семье. Их место и масштаб соответствуют второму уровню в матрешке.

Социальные потребности предназначены для обеспечения гармоничной интеграции человека в пространстве общества за пределами семьи и дома. К ним относятся потребности в наличии друзей, профессии, образования, работы, денег, средств, связи, развлечений, профессиональном и социальном росте, признании и соблюдении гражданских прав и законов и др. Масштаб социальных потребностей соответствует третьему контуру в матрешке. Они естественным образом ограничены нижестоящими биологическими, психологическими и вышестоящими духовными (нравственными) потребностями человека.

Духовные потребности предназначены для интеграции в пространство чело-вечности. К духовным потребностям относятся справедливость, совесть, честь, долг, ответственность за детей, больных, стариков, прирученных животных, сохранение природы, патриотизм, почитание родителей, предков, веры, культуры, традиций, защита страны.
В био-психо-социо-духовной структуре человека духовные потребности образуют четвертый — внешний контур, определяющий масштаб личности, целей и смыслов ее деятельности, стратегий и средств их достижения. Духовность оформляет всю структуру человека, может и должна использоваться для оценки нормативности человека и его поведения.
Признание духовных ценностей как высших, закреплено в мировых Религиях и в Конституции РФ 2020г.
В отношении борьбы с коррупцией духовное направление самое научно обоснованное и мирное.
Обратим внимание на то, что коррупция существует только в пространстве государственного управления. Современная государственная идеология по Конституции 2020 – патриотизм. Патриотизм от слова Отец. Страна называется Отечество и Родина–мать. Граждане – соотечественники – дети одного отца. То есть, страна и государство высшими ценностями признают семейные. Руководители всех уровней – отцы – народов, республик, областей, городов, предприятий. Проекция отца семьи на президента, губернатора, мэра, чиновника включает и подразумевает, что госслужащие должны соответствовать по совокупности своих личностных и должностных характеристик образу отца семьи. В семье коррупции нет.
Поэтому следует оптимизировать подбор и подготовку кадров на госслужбу из числа людей, имеющих сформированные духовные, социальные и психологические характеристики отцов и матерей, которые будут относиться к служебным обязанностям так же как семейным – с добротой, заботой, честностью, справедливостью, бескорыстием.
Второе направление борьбы с коррупцией совершенно новое и неожиданное. Оно основано на сходстве психологических, личностных и поведенческих характеристик коррупционера и наркомана. Коррупция признается зависимостью, аналогичной наркомании по всем структурным и динамическим проявлениям этих расстройств. Предложен термин кратомания – зависимость от власти
Понятия «кратомания» в психиатрии и наркологии нет, но соответствующее аддиктивное расстройство есть. У. Черчилль говорил: «Власть – это наркотик. Кто попробовал его хоть раз – отравлен ею навсегда». Депутат законодательного собрания Свердловской области М.Ряпасов с трибуны заявил: «Власть и деньги — это самый сильный наркотик, от которого не бывает передозировки. Чем больше ты его получаешь, тем больше хочешь. Спрыгнуть с этого наркотика очень сложно». Он добровольно отказался от депутатского мандата.
«Неполиткорректность» понятия кратомания способствует его анозогнозии. Обоснованием введения термина может быть сравнение кратомании и наркомании по всем 14-ти структурным и динамическим проявлениям,

  1. Цель применения наркотиков – анальгезия. Цель власти – служение народу. Депутаты – «слуги народа». При наркомании и кратомании эти инструменты используются для достижения личных целей.
  2. Субъективные «психотропные» эффекты у зависимых от наркотиков и власти похожи – эйфория, субъективная приятность, уход от реальности, которые инициируют и мотивируют обе зависимости.
  3. Влечение вначале навязчивое, поддающееся количественному и ситуационному контролю, по мере развития зависимости становится постоянным, неодолимым, компульсивным при обеих зависимостях.
  4. Искажение восприятия реальности «в свою пользу» у зависимых от психоактивных веществ и от власти сходно по психологическим механизмам и результату – бегству от неприятной реальности в приятную нереальность Нравственные, культурные и правовые нормы становятся относительными. Появляются двойные стандарты.
  5. Эгоцентризм и высокая самооценка в равной степени свойственны зависимым от наркотиков и власти.
  6. Рост толерантности – снижение, упрощение и укорочение реакции на наркотик или власть — обусловливает необходимость повышения доз или должностей и доходов.
  7. Групповая зависимость, специфическая солидарность, избирательная коммуникативность характерны как для зависимых как от наркотиков, так и от власти и денег.
  8. Синдром отмены при наркомании и кратомании имеет похожие патогенетические механизмы и клинические проявления с психическими, неврологическими, соматическими и поведенческими расстройствами.
  9. Изменение временной организация жизни. Из непрерывной она становится циклической: от дозы до дозы или от выборов до выборов. При кратомании циклы длятся не часами, а годами. Формируется психология и поведение безответственных временщиков.
  10. Личностные предпосылки для развития обеих зависимостей похожи: эгоизм, гедонизм, завышенная самооценка, уверенность в собственной исключительности, внушаемость, склонность подражать другим, двойные стандарты в отношении социальных и нравственных норм, социальная и духовная незрелость, моральная неустойчивость, поверхностность и упрощенность суждений, лживость и т.д.
  11. Характеристики личностной деградации с упрощением и огрубением личности, утратой высших — духовных, культурных, социальных потребностей.
  12. Анозогнозия (отрицание существования болезни) болезни, отсутствие мотиваций к лечению, сближают наркоманию и кратоманию.
    13.Созависимость, как патологическая адаптация близких к расстройствам личности и поведения зависимых
  13. Общим для наркомании и кратомании является возрастной фактор – чем в более молодом возрасте познакомится человек с объектом своей зависимости, тем быстрее развивается сама зависимость и имеет более злокачественное течение.

Сравнение зависимостей от наркотиков и от власти по совокупности 14-ти целевых, смысловых, содержательных, структурных и динамических характеристик обнаруживает их очевидное сходство.
Ни в коем случае нельзя переносить описанные представления о болезни и больных на всех людей в структурах власти. Не все, пользующиеся наркотиками по медицинским показаниям, становятся наркоманами, так же и не все обладающие властью становятся больными кратоманией.
Между веществом и социальным инструментом нет ничего общего. Объединяет их интегрированность в человеческую порочность – использование с целью получения удовольствия обманным путем.
Коррупция является социальным проявлением кратомании. На основании сходства коррупционного поведения с зависимостями, можно обсуждать новую стратегию борьбы с коррупцией.
Стратегия борьбы с коррупцией должна включать коррекцию биологических, психопатологических, личностных, поведенческих, социальных и нравственных составляющих кратомании. По «Закону о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», наркологическая помощь оказывается на добровольной основе. Но при расстройствах, представляющих опасность для пациента и общества, она может и должна оказываться недобровольно. Осознавая социальную опасность наркомании, государство приняло закон об ограничении прав наркоманов управлять транспортными средствами, чтобы предупредить риски дорожно-транспортных происшествий. С этой мерой все согласны.
Если психические, личностные и поведенческие расстройства у зависимых от власти и денег похожи, то управление ими министерствами, ведомствами, областями, городами, предприятиями создает риски происшествий гораздо большего масштаба, чем наркоманы за рулем. С этим тоже все согласны.
Значит надо ставить вопрос об отборе и допуске к управленческой и финансовой деятельности зависимых от власти и денег. Ввести психологические и медицинские составляющие в борьбу с коррупцией.