The Second World War.

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием духовных, социальных и физических сил народа и правительства нашей страны. Вызовы войны способствовали экстренной разработке множества инновационных стратегий во всех сферах жизни общества. Существенный вклад в духовные составляющие Победы внесло музыкальное искусство военных лет. Поэты, композиторы и исполнители смогли выразить в своих творениях чувства и мысли всего народа, объединить и вдохновить людей всех национальностей, всех профессий и возрастов для мобилизации всех человеческих ресурсов на отпор врагу. Живая ткань из патриотических и лирических песен соединяла, поднимала, направляла, питала, исцеляла, освещала и согревала наших соотечественников на всех фронтах и во всех тылах воевавшей Родины. Божественный покров поэзии и музыки был проводником космических энергий, повышавших мощь русского народа и армии.

Для конструктивного анализа стратегий музыкального искусства военных лет воспользуемся известной классификацией Е.Хайма (1988), которая позиционирует все возможные человеческие стратегии совладания с проблемами (копинги) по принципу их потенциальной успешности на адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные, а по модальности – на интеллектуальные (когнитивные), эмоциональные и поведенческие.

Классификация стратегий совладания Е.Хайма

Эта классификация является универсальным определителем прогноза успешности стратегий деятельности людей, в том числе посылов музыкальных произведений

В первые дни войны родилась песня «Священная война» В.Лебедева-Кумача и А.Александрова

Песню исполнял мужской хор. Гендерные, вокальные, музыкальные, темповые, сценические характеристики песни выражали единство, коллективизм, мужество, самообладание, силу, убежденность, решительность, правоту, оптимизм и альтруизм, патриотический настрой всего народа. Этот духовный ресурс позволял компенсировать материальные и технические дефициты советской армии.

В военных песнях выражались не только и не столько ненависть к врагу. Любовь к жизни, к невестам и женам, детям и матерям, к друзьям-однополчанам, к родным городам и селам, к природе была гораздо ярче и привлекательнее ненависти. Разлука с близкими, отрыв от мирного труда, бытовые неудобства поэтически перерабатывались в светлые и теплые образы, которые восстанавливали израненные души и духовные связи с дорогими людьми. Через слова, мелодии и ритмы люди, находившиеся в тылу, слышали и видели (представляли) военную обстановку, сопереживали, сочувствовали участникам боевых действий, а фронтовики представляли свои дома и семьи, «встречались» с ними в пространстве своей души. Отсутствие физической связи возмещалось развитием и наполнением душевных и духовных связей. Достигался резонанс в переживаниях всего народа, смысловое, эмоциональное и поведенческое единство, необходимое для Победы.

Это можно подтвердить на примере замечательной песни «Темная ночь» В.Агатова — Н.Богословского

Песня людей объединяла, развивала, воспитывала, утверждала превосходство духовных ценностей, повышала уверенность в себе и в близких людях. Стратегии совладания, выраженные в песне, по классификации относятся к адаптивным, ведущим к успеху. Они воспринимались всеми соотечественниками как свои личные и абсолютно правильные, становились стратегией поведения всей нации

Не менее ярким шедевром является песня А. Суркова — К.Листова «В землянке»

В песнях о военных действиях, «о походах наших, о боях с врагами» также выражались исключительно адаптивные стратегии, презрение к смерти и жажда жизни, товарищество и братство, мужество и героизм, наличие великой цели, мечты о великом счастье для всех, для достижения которого нужно и можно перенести все лишения войны.

Например, песня Н.Лабковского, Б.Ласкина — Б.Мокроусова «Дорожка фронтовая»

Методику анализа поэтических и музыкальных произведений по классификации стратегий Е. Хайма можно применить для всех песен военного времени. Их создавали не психологи и не политики, а поэты, композиторы и исполнители, не знавшие этой классификации. Однако, великие испытания великого народа создали исторический запрос на мощное инновационное развитие духовных и человеческих ресурсов нации, который однозначно поняли самые талантливые люди и создали беспрецедентную, абсолютно искреннюю и верную песенную стратегию победы.