Высокая степень стигматизации психически больных, как носителей опасностей для окружающих, страх оказаться, причисленным к их разряду, распространяется на все, что называется со слова «псих» — врачей психиатров, психотропные препараты, психиатрические учреждения. Отрицательные установки на психотерапевтов и психологов менее напряженные, но опасения обнаружения ими психического расстройства и получения от них рекомендации обратиться к психиатру, также распространены и актуальны. Это обстоятельство мотивирует консультантов изыскивать приемы быстрого повышения доверия клиентов. На первой встрече нужно присоединиться к клиенту, создать безопасное, комфортное пространство для раскрытия проблем и ресурсов личности. Первые вопросы -обычные, привычные для клиентов, знакомые, ожидаемые, простые, понятные, легкие для ответов, не вызывающие опасений:

Здороваемся и представляемся сами по имени отчеству, называем свою профессию, цели и методики работы. Затем знакомимся с клиентом:

Как Вас зовут? Сколько вам лет? Чем Вы занимаетесь? Учитесь или работаете?

А далее, отходим от стандарта. Не спрашиваем о жалобах и проблемах, перенесем эту неприятную часть беседы на задний план, а сразу переведем клиента в пространство позитива и ресурсов.

Скажите, что хорошего в Вашей жизни? Каких успехов Вы достигли?

Какие Ваши способности и таланты Вы уже раскрыли? А какие таланты еще предстоит раскрыть? В каких сферах?

Часто говорят, что талантов нет никаких. Жизнь самая обычная, нет ничего интересного.

Возражаем: Так не бывает. Все люди талантливы. Не все смогли себя раскрыть, но это поправимо.

Скажите, что Вы любите делать? Что доставляет Вам удовольствие? Что для Вас является главной ценностью? — Эти неформальные вопросы интересны и комфортны для клиентов, признается их индивидуальность, право на удовольствия и духовные потребности. Для консультанта они диагностические и стратегические — определяют высшие ценности, приоритетные и актуальные потребности, их масштаб и иерархию.

Мужчины и женщины часто говорят, «У меня есть семья, хорошие дети».

Выражаем согласие с тем, что семья и дети это действительно важнейшая ценность. В том, что дети хорошие, проявились и раскрылись Ваши заслуги и способности – любить и трудиться…

Школьников спрашиваем о том, какие образовательные предметы им нравятся, чем они увлекаются, что делают с интересом и удовольствием, за что их хвалят? Какую профессию они выбрали? В какое сфере деятельности они себя чувствуют на своем месте? Что им нравится?

Вопросы о деятельности для клиентов более комфортны, чем прямые вопросы об их личности, и позволяют раскрывать личность, не нарушая ее границ.

В этих вопросах мы проявляем интерес и уважение к людям, признаем их достоинства, одобряем, повышаем их самооценку, раскрываем ресурсы, обозначаем биопсихсоциодуховную структуру личности и нормативную иерархию потребностей. На эти вопросы обычно охотно отвечают, увлекаются.

Нередко, родители, присутствующие на консультации, расслабляются, избавляются от «комплексов» и тревожных опасений. Их концепции болезни ребенка корригируются. Предположения о наличии серьезного психического расстройства отвергаются. Самооценка себя, как хороших родителей, становится более положительной, они чувствуют облегчение и удовлетворение консультацией.

В беседе с клиентом формируем позитивное впечатление о нем, отмечаем какими ресурсами он обладает для достойной жизни — семьей, жильем, необходимыми материальными благами, наличием друзей, возможностями получать удовольствия от общения, прогулок, занятий спортом, музыкой, творчеством, а также возможностям получить образование, профессию, создать свою семью, осуществить свои мечты и т.д.

Высказываем свое мнение о том, что клиент является носителем ряда способностей, обладателем большого потенциала для успешной самореализации.

Резюмируем, что при имеющихся способностях, возможностях и условиях, ему можно жить и радоваться. С положительными оценками ряда характеристик своей личности и ее потенциала люди соглашаются. Это улучшает их настроение, успокаивает, повышает доверие к себе и консультанту, готовность с ним общаться.

Достигнув этой позиции, осторожно, с психотерапевтической анестезией, переходим к проблемам клиента. «У вас, практически, все есть, чтобы жить и радоваться, но чего-то не хватает. Давайте разберемся, каких составляющих Вам недостаточно для гармоничной жизни и найдем способ их обретения».

Причины расстройств могут быть биологическими, например переутомление, недосыпание, нарушения в работе организма, которые можно установить и поправить с помощью отдыха, диеты, физкультуры, закаливания, медицинской поддержки.

Причины могут быть психологическими, например, конфликтные отношения с близкими людьми. Их тоже можно выяснить, обсудить и поправить. Часто нам не хватает каких-то знаний и навыков. Их тоже можно обрести.

На этом этапе беседы выясняем концепции проблемы и ее решения путем уточняющих вопросов, предположений, суждений, утверждений, определяем какие слова, поступки, ситуации «задели» клиента, пробили барьеры его адаптации, создали представление об угрозе его личным интересам, вызвали чувство страха, привлекли и зафиксировали внимание.

Все «минусы» нужно переформатировать в плюсы.

Проводим структурно-функционально-динамический анализ формирования дезадаптирующей проблемы. Объясняем клиенту, что в его системных, логичных представлениях об угрозе присутствуют реальные факты, но преобладают не они, а субъективные суждения и переживания. Они логичные, потому что он умный. Как умный человек, он должен осознать, согласится с консультантом в том, что психологическую конструкцию угрозы он создал сам.

Допускаем, что реально был какой-то неприятный, неожиданный и непонятный факт. Его надо было проанализировать. Может быть, это была случайность, не имевшая к клиенту никакого отношения. Клиент его понял по-своему, свою версию не проверил, Получилось так, что положительные качества его личности — развитое воображение и мышление, хорошая память и ответственность создали в его психике образ угрозы, которого он сам испугался и испортил себе жизнь. Поэтому конструкцию угрозы нужно демонтировать. Убрать страх, переключить внимание и мышление на полезные дела, добиться успехов. Угроза забудется, проблема исчезнет.

В результате консультации отмечаем достоинства личности, внешности, планов, даем рекомендации, как стать лучше.

Клиенту нужно дать доступ к источникам ресурсов и оптимизма, создать мотивации на достижение самодостаточности, предложить программу действий, удовлетворяющую его запросы и закрепляющую его личную ответственность за результаты, а также провести профилактику появления иждивенчества и потребительства в отношениях с консультантом.

Для решения этой задачи наиболее убедительным и мотивирующим является информирование клиентов об алгоритме саногенеза, разработанного на основе трудов академика Н. М.Амосова. Он последователен, логичен, понятен и краток. Его можно представить в виде формулы:

В формуле всего 6 основных, узловых элементов, которые как звенья одной цепи, связаны между собой и образуют кольцо, функционирующее по принципу обратной связи. Схема предельно упрощена до узловых моментов для облегчения изложения смысловых связей между звеньями.

Первым звеном определена «нагрузка». Это обобщенное обозначение функционирования организма или органа — любой вид деятельности, а также бездеятельность. Нагрузки могут быть самыми разными – двигательными, мышечными, интеллектуальными, эмоциональными, образными, тепловыми, холодовыми, звуковыми, световыми, пищевыми, информационными, климатическими и т.д. Обычно они сочетаются и действуют в комплексе.

Наиболее понятен и прост пример с физическими нагрузками. Если человек, недовольный своим здоровьем и фигурой, начнет заниматься физкультурой – бегать, работать на тренажерах, плавать и т.д., то в его организме появятся определенные метаболические сдвиги – снизится уровень глюкозы, кислорода, будут происходить потери воды и солей и других веществ, возрастет потребность в энергии, выносливости, физической силе. Механизмы адаптации и саморегуляции активизируются. Продукты обмена веществ станут сигналами для эндокринных клеток, которые повысят продукцию тех гормонов, которые понадобятся для решения возникших задач, в частности, гормона роста, инсулина, глюкокортикостероидов и др.

По алгоритму саногнеза гормоны активируют «востребованные» гены. От этих генов начнется синтез «востребованных» ферментов. Ферменты начнут синтез «веществ», который проявится увеличением объема мышц, укреплением связок и костей, а также активируются процессы повышения выносливости, работоспособности, скорости движений и т.д. Полученный результат станет выполнять роль «нагрузки» для нового цикла по алгоритму саногенеза.

В чем огромный воспитательной, образовательный и мотивационный ресурс этой концепции?

Она интегрирует человека в Природу и Время, связывает с Творцом. Этот алгоритм всегда был, даже когда человека еще не было, и всегда будет, его никто не может отменить и изменить. То есть, это – вечная истина, объективный закон, распространяющийся на всех без исключений, в том числе и на клиента.

Формула саногенеза замкнутая, самодостаточная и саморегулируемая. В ней нет разрывов, посредников, начальников, нет места для рынка и обмана. Это пространство Правды и Чести.

Какую «нагрузку» дашь, такой «результат» и получишь. Если проявишь свою волю, ум, мышление, чувства, память, целеустремленность; потрудишься на достижение результата, то — добъешься своей Победы. Если будешь только говорить о проблеме, делать вид, что стараешься, перекладывать труд для ее решения на других людей, или пытаться купить «результат», то ничего не получишь. Обмануть можно только самого себя.

Клиенту нужно объяснить, что все слагаемые формулы успеха – это слагаемые алгоритма саногенеза и доступ к ним имеет только он — Клиент. Потому что гормоны, гены, ферменты, вещества, синтезируются в клетках его тела, и «процессы» происходят также в клетках, тканях, органах и системах его организма. Никто кроме клиента не имеет к ним доступа. Ни консультант, ни учитель, ни руководитель, ни врач. Поэтому не надо ждать результата от кого-то. Надо себя «нагрузить» искренним желанием быть здоровым, умным, умелым, успешным, составить программу собственных действий и осуществить их.

Формула саногенеза дает свободу выбора своей мечты, целей, задач и способов их достижения. Она же возлагает ответственность за результат на клиента. Если результат слабый, значит, он недостаточно нагружал себя или выбрал не те нагрузки. Подбирай другие, более адекватные.

По этому универсальному алгоритму можно улучшить внимание, память, интеллект, волю – любую функцию организма и характеристику личности. Эта информация очень оптимистична. Она убеждает в том, что человек может управлять развитием всех своих возможностей, свободен в выборе целей, в подборе нагрузок, может добиваться нужных результатов за счет собственных усилий, ни от кого не зависеть, за все отвечать самому.

Информирование о саногенезе приносит большую пользу нашим клиентам и пациентам. Они начинают ценить жизнь, как чудо, как Божий дар, осознавать себя обладателями огромного потенциала развиваться в выбранном направлении, управлять своим здоровьем, характером, умом и поведением. Это повышает самооценку и качество жизни, способствует формированию самодостаточности, гармоничности и успешности.

Людям, обращающимся за психологической помощью нужно помочь подняться с бытового и социального уровня на мировоззренческий и духовный. Поставить вопросы и дать ответы о смысле жизни, о приоритетах материального или духовного, о ценностях истинных и ложных, расширить пространство их осознанного проживания за границы семьи и работы .

В своей практике мы руководствуемся тем, что мировые религии с тысячелетней историей, выделяют в человеке 3 слагаемых — тело, душу и дух. Современная наука, международная администрация (Всемирная организация здравоохранения — ВОЗ) соглашаются с этим, определяют человека как существо био-психо-социальное, то есть имеющее биологические, социальные и психологические (душевные и духовные) потребности.

Названные основные потребности человека надо не только определить, но и соединить в живую, функционирующую конструкцию, соотнести между собой по конфигурации, размерам, масштабам, по функциональной значимости, по целевой направленности, определить критерии нормативности.

Мы представляем биопсихсоциодуховную, потребностно-иерархическую структуру человека в образе матрешки (голограммы) с нормативным возрастанием масштабов потребностей от биологических через социальные к духовным Рисунок № 1.

Образ матрешки отличается тем, что он замкнутый, жесткий и однозначный, даже принудительный. Попытки изменить нормативное соотношение потребностей приводят к разрушению всей конструкции. Как, например, если внутренняя матрешка в укладке увеличится в масштабах, то это сожмет, деформирует и разорвет все последующие фигуры и разрушит всю структуру на фрагменты.Наверное,это и будет концом света, о котором предупреждали пророки.


Рисунок № 1. Соотношение биологической, социальной и духовной составляющих в потребностно-иерархической биопсихосоциальной структуре человека

Биологические потребности обеспечивают целостность и гармоничность человека в границах тела (организма) – воздух, вода, еда, тепло, одежда, жилье и др. Во все эпохи для обеспечения жизни и деятельности организм нуждался в одних и тех же строительных и энергетических ресурсах. Масштаб биологических потребностей жестко ограничен запросами поддержания внутреннего физического и химического баланса (гомеостаза) и саногенеза.

Социальные потребности людей предназначены для обеспечения их целостности и гармоничности в пространстве общества.

Социальные потребности человека — семья, друзья, профессия, образование, работа, деньги, отдых, средства связи, развлечения, профессиональный и социальный рост, признание и соблюдение гражданских прав и законов, государство, власть и др. Масштаб этих социальных потребностей соответствует среднему контуру в матрешке. Он больше масштаба биологических потребностей, но он также достаточно определенный, и меньше масштаба духовных потребностей.

Отрыв социальных потребностей от биологических и духовных приводит к разрушению соматического и психического здоровья, социальной и нравственной деградации

Духовные потребности – интеграция в пространство Чело-вечности. В процессе развития цивилизации людям понадобилось ввести в отношения меду собой нравственные понятия добра и зла, справедливости, совести, ответственности и др.

Духовность проявляется добровольным принятием и исполнением замысла Творца, создавшего человека по своему образу и подобию, и завещавшему любовь к ближнему, как к самому себе, доброту, милосердие; ответственность за детей, больных, стариков, за прирученных животных, за сохранение природы; нестяжательность, совесть, справедливость; способность смело и умело защищать семью, род, веру, культуру, традиции предков, страну. В потребностно-иерархической, биопсихосоциодуховной структуре человека духовные (душевные) потребности образуют внешний контур, граничащий с Космосом, Вечностью (Богом). Поэтому Духовность, а не социальный и не финансовый статус, определяет масштаб личности, цели и смыслы ее деятельности, стратегии и средства их достижения, оформляет всю структуру человека и общества.

Потребностно-иерархическая биопсихосоциодуховная концепция человека и общества с нормативным возрастанием масштабов потребностей от биологических через социальные к душевным и духовным адекватна для оценки нормативности человека и его поведения и для мотивирования на духовный рост.

Клиенту полезно объяснить, что адаптация и компенсация потерь и страданий людей происходит по этапам, соответствующим названным уровням. Дефициты биологического уровня, например, болезни и физические недостатки компенсируются успехами на социальном уровне. Много примеров того, как тяжелые инвалиды с детства, путем собственных волевых и интеллектуальных усилий получают образование, профессию, становятся очень востребованными, знаменитыми и богатыми.

Дефициты социально-психологического уровня компенсируются на духовном уровне. Имеются примеры людей, потерявших семью и имущество, подорвавших здоровье, даже находившиеся в концлагерях и тюрьмах, которые находили смысл жизни в творчестве, в разработке проектов, несущих благо человечеству. Виктор Франкл – австрийский психиатр, психолог в концлагере оказывал психотерапевтическую помощь узникам, пробуждал волю к жизни. Он установил, что мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни. Франкл создал методику логотерапии. Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в условиях концлагеря.

В процессе консультирования нужно помочь клиенту найти смыслы его проблем, как жизненных испытаний, «посланных» не за что-то, а для мотивации на анализ своей жизни, определения ложных и истинных ценностей, на духовный рост. Такой сценарий консультирования дает возможность формировать позитивное отношение клиентов к жизненным трудностям, уменьшать их масштаб и актуальность, переформатировать на более высокие ценности, направлять на раскрытие своих ресурсов и давать инструмент (алгоритм саногенеза) для их самостоятельной, практической реализации.