Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Казанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» А.М. Карпов, В.В. Герасимова ГРАЖДАНСКАЯ САМОЗАЩИТА ОТ КОРРУПЦИИ Казань 2017 2 ББК 88.5 К26 Авторы: А.М. Карпов – заведующий кафедрой психотерапии и наркологии ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Министер- ства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук, про- фессор В.В. Герасимова – проректор по научной и инновационной деятельно- сти ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», кан- дидат психологических наук Рецензенты: Е.Л. Николаев – заведующий кафедрой социальной и клинической пси- хологии ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», доктор медицинских наук И.М. Юсупов – заслуженный деятель науки РТ, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), доктор психо- логических наук Карпов, А. М. Гражданская самозащита от коррупции // А. М. Карпов, В. В. Гераси- мова. – Казань, 2017. – 44 с. В книге раскрыт новый подход для анализа коррупционного поведения. На ос- нове сравнения коррупции с химическими и нехимическими (поведенческими) зависи- мостями предложено понимание коррупции как одного из вида зависимостей, имеющей биологические, психологически, социальные и духовные составляющие. В содержании приведено описание современной биопсихосоциальной модели человека и общества, с нормативной иерархией возрастания потребностей от биологических через социальные к духовным. Отмечено, что феномен коррупции характерен для индивида и общества имеющего деформации в биопсихосоциальной структуре. Потребительские (элементар- ные) ценности нивелируют вышестоящие жизненные ценности: духовность, честность, порядочность, ответственность. Обоснована концепция противодействия коррупции в форме гражданской самозащиты. Пособие предназначено для педагогов, психологов, юристов, общественных де- ятелей, студентов вызов и социально-активных граждан. ©ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2017 ©ГБОУ ДПО КГМА, 2017 3 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………………………… 4 Изменения личности, обусловленные обладанием властью………………. 6 Профессиональный анализ зависимости от власти …………………………… 9 Биологическая составляющая коррупционного поведения ……………… 20 Психологическая составляющая коррупционного поведения………….. 23 Социальная составляющая коррупционного поведения ………………….. 25 Нравственная составляющая коррупционного поведения……………….. 26 Единство биопсихосоциальной структуры человека и общества……… 27 Система защиты от саморазрушения на основе разумного эгоизма …. 36 Заключение…………………………………………………………………………………… 38 Литература……………………………………………………………………………………. 41 4 ВВЕДЕНИЕ Вопрос коррупционного поведения волновал современни- ков римской империи и не утратил своей актуальности в совре- менном обществе. Значительные усилия принимаются органами государ- ственной власти государств в противодействие этому явлению: принимаются различные запретительные и карательные меры, реализуются тематические программы и проекты, организуются информационные кампании. В Российской Федерации принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противо- действии коррупции», в свою очередь Республике Татарстан – Закон Республики Татарстан от 4 мая 2006 г. N 34-ЗРТ «О про- тиводействии коррупции в Республике Татарстан», а также Гос- ударственная программа «Реализация антикоррупционной поли- тики Республики Татарстан на 2015–2020 годы», (утв. постанов- лением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2014 № 512) и другие нормативные акты. Однако эта проблема остается в нашем обществе в ряду первоочередных и признана угрозой национальной безопасности. Паттерны поведения многих одиозных и эпатажных фигу- рантов коррупционных скандалов, недавно взятых под стражу, хорошо узнаваемы для психиатров, наркологов, психотерапев- тов и психологов. Благодаря своему профессиональному вос- приятию они видят у них психические и поведенческие рас- стройства, характерные для людей с химическими и поведенче- скими зависимостями и понимают высокие риски причинения ими материального и морального вреда миллионам людей. Профессиональная и гражданская ответственность психи- атров, наркологов, психотерапевтов, психологов побуждают их предупреждать опасности деструктивных действий людей с коррупционными формами поведения, которыми перегружены 5 межличностные и профессиональные отношения на различных уровнях. Этот социально-психологический феномен не достаточно разработан ни как этическая, ни как медицинская проблема. При более детальном рассмотрении она выводит на дискурс зависи- мого поведения, которое можно со всей определенностью обо- значить как кратоманию (от греч. kratos – власть, и mania – влечение, страсть, одностороннее помешательство на чем-либо) и охарактеризовать патологическим стремлением к обладанию властью, как источником собственного материального и психо- логического удовлетворения, при игнорировании интересов окружающих людей. Более мягкий вариант подобной зависимо- сти, кратофилия, будет выражаться в повышенном интересе человека к пребыванию во власти и отсутствии на ранних этапах патологических личностных изменений, которые рассмотрены ниже. 6 ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ОБЛАДАНИЕМ ВЛАСТЬЮ Изменения личности, развивающиеся в результате нагруз- ки властью, описаны множеством авторов всех времен и наро- дов: от античности до современности. Из тысяч примеров, при- ведем несколько из разных эпох и цивилизаций. На Востоке в древние времена предупреждали: «Если хо- чешь узнать человека, дай ему власть и деньги». Народы Сред- ней Азии, не обладая научными знаниями в области психиатрии и психологии, предполагали негативные личностные изменения человека во власти, а потому советовали: «Не бойся с ханом враждовать, другого бойся: ханом стать». Также существовало предостережение от наделения властью и большими возможно- стями недостойного: «Боже, не давай верблюду крыл, чтобы он неба не разворотил» [22]. Эталонный представитель западной цивилизации, бывший британский премьер-министр У. Черчилль говорил: «Власть – это наркотик. Кто попробовал его хоть раз – отравлен ею навсе- гда». Ему вторил французский писатель А. де Монтерлан: «Ни- какой власти не существует – существует лишь злоупотребление властью». Наши современники, представители западного истэ- блишмента, опирающегося на декларируемые им принципы де- мократии, высказывают о человеке во власти схожие мнения: «Власть – это наркотик, без которого политики не могут жить и который они покупают у избирателей за деньги самих избирате- лей» (Р.Нидем, канадский журналист) и «власть – самое сильное возбуждающее средство» (Г. Киссинджер, бывший госсекретарь США) [3]. Пример из новейшей истории России дал депутат законо- дательного собрания Свердловской области М.Ряпасов, который с трибуны заявил: «Власть и деньги – это самый сильный нарко- тик, от которого не бывает передозировки. Чем больше ты его 7 получаешь, тем больше хочешь. Спрыгнуть с этого наркотика очень сложно» [24]. Этот успешный и состоятельный человек создал редчайший прецедент – проявил совесть, ум, волю и доб- ровольно ушел с политического и финансового областного Олимпа, когда понял, что современная практика власти проти- воречит его нравственным принципам, создает внутриличност- ный конфликт, разрушает личность и социум. К концепту власти чаще обращаются в политическом [8], социологическом [20], культурологическом [30] и множестве других аспектов. Тем не менее, серьезные работы, посвященные изучению феномена зависимости от власти, до сих пор практи- чески отсутствуют. Детальный поиск в научном сегменте рус- ско- и англоязычного интернета дал лишь ссылки на работу французского психоаналитика [30], в которой приведен анализ взаимовлияния власти и человека и формирования зависимости от власти с годами, и американских специалистов в области ор- ганизационной культуры, которые довольно подробно рассмат- ривают аддиктивные свойства власти и результаты влияния за- висимости от власти на поведение человека [36]. Медики высказываются о власти гораздо реже политиков, писателей, социологов, культурологов и других специалистов, но более предметно и конструктивно. Так, известный психоэн- докринолог, профессор А.И. Белкин лет около 16 назад, в беседе с журналистом Е. Жирновым объяснил патогенез изменения личности и поведения у людей во власти повышением синтеза в их организме эндорфинов. «По моим наблюдениям, первая ре- акция психики на наркотик – снижение критики. От ощущения собственного могущества человек утрачивает возможность трезво оценивать себя. Одновременно появляется недоверчи- вость к близкому окружению. Затем политик начинает преврат- но воспринимать действительность. Вытеснять на задворки со- знания все, что не приносит удовольствия, доходит до полного самоослепления. Возникает эффект привыкания. Доза, которой 8 хватало вчера, перестает действовать. И ежедневно нужно де- лать нечто такое, чтобы она возрастала. Психика при этом, есте- ственно, регрессирует. Исчезает ощущение единства с миром, исчезает способность к сопереживанию, угасают живые чувства. Эндорфинозависимым с трудом удается сотрудничать с другими людьми, все решения они хотят принимать самостоятельно. А тот, кто пытается покуситься на источник радости – их власть, вызывает у них вспышки просто-таки животной злобы» [4]. 9 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЛАСТИ Философы, политики, психологи, эндокринологи свое мнение о наркогенности власти высказали. Но зависимости от- носятся к пространству профессиональной компетентности и ответственности наркологов. Поэтому они должны поделиться своим профессиональным пониманием этой проблемы. Она не политкорректна и, как предупредил профессор А.И.Белкин, опасна для «высовывающихся», поэтому наркологи деликатно воздерживаются от своих суждений. Ранее наркологи (и мы) писали о том, что все зависимости химические и нехимические (в том числе от власти и денег) имеют единый алгоритм разви- тия, полное совпадение этиологических, патогенетических, кли- нических проявлений и исхода в нравственную, психическую, биологическую и социальную деградацию [9-13]. Намек остался незамеченным. В данной работе мы развернем это положение и проанали- зируем сходство зависимостей от психоактивных веществ (на примере опиатов) и от власти по основным структурно- динамическим параметрам. 1. Сравнение наркотиков и власти по целевому приме- нению. Целевое применение опиатов обосновано наличием меди- цинских показаний – выраженного болевого синдрома при тя- желых заболеваниях и травмах, в том числе злокачественных новообразованиях, инфаркте миокарда, при хирургических опе- рациях, при кашле, не купирующимся противокашлевыми сред- ствами, сильной одышке, обусловленной сердечно-сосудистой недостаточностью. Наркоманы употребляют наркотики при от- сутствии медицинских показаний. Им нужна не анальгезия, а сопутствующие ей психотропные эффекты. 10 Целевое предназначение демократической власти – слу- жение народу. Депутаты – народные избранники, называют себя слугами народа. Власть является инструментом управления, контроля, организации общества, обеспечения справедливости и порядка, защиты интересов избирателей. Не целевое употребле- ние власти направлено на создание личного благополучия за счет других, путем нарушения нравственных, культурных, со- циальных, правовых и других норм – обмана, воровства, кор- рупции, насилия и др. У людей, зависимых от наркотиков и от власти имеется принципиальное сходство – не целевое использование этих ин- струментов для достижения личных целей. 2. Сравнение сходства мотиваций употребления наркотиков и обладания властью. У наркоманов мотивацией к немедицинскому примене- нию наркотиков является возможность ощутить состояние эй- фории, субъективной приятности, отвлечься от объективной ре- альности, то есть психотропные эффекты препаратов, искажа- ющие нормативную психическую деятельность. У людей, зависимых от власти и денег мотивация облада- ния ими аналогична. Быть властным и богатым приятно. Это радует, позволяет резко улучшить комфортность самочувствия и жизни. Субъективные «психотропные» эффекты у зависимых от наркотиков и власти очень похожи. 3. Сравнение влечения к наркотикам и власти. У наркоманов появляется влечение к психоактивному ве- ществу. Состояние опьянения предпочтительнее, чем состояние трезвости. Возникает навязчивое желание ощутить действие «любимого» наркотика, оказаться в ситуациях и в компаниях, в которых велика вероятность ощутить радость. Зависимый ищет 11 и сам создает поводы для приема наркотика. Влечение вначале нестабильное, навязчивое, поддающееся количественному и си- туационному контролю, по мере развития зависимости стано- вится постоянным, неодолимым, компульсивным. Наркотизация становится главной, доминирующей потребностью человека. У людей, получивших власть и деньги, и сопряженные с ними удовольствия, быстро происходит «перезагрузка» лично- сти. Формируется убежденность в том, что такой формат жизни самый предпочтительный. Власти и денег хочется всегда и в возрастающих количествах (рост толерантности). Возможность потерять эти ценности исключается. Цели жизни, стратегии по- ведения меняются так, чтобы закрепиться в статусе властных и богатых. Влечения к наркотику и власти (деньгам) близки по качественным и количественным характеристикам. 4. Сравнение наркотиков и власти по способности вы- зывать искажение восприятия реальности. В результате действия психоактивных веществ на опиат- ные, дофаминовые, серотониновые и другие рецепторы проис- ходит искажение восприятия света, цвета, звука, веса, формы, времени и других параметров окружения. Все психические функции изменяются, усиливаются или слабеют, ускоряются или замедляются, смешиваются или разобщаются и т.д. Субъек- тивная картина мира и себя обычно очень позитивная, но не со- ответствует реальности. Реальность становится не актуальной. Наркоману это как раз и надо, потому что позволяет убежать из неприятной реальности в приятную нереальность. У людей, обладающих большими ресурсами власти и де- нег реальность тоже искажается. Им самим очень хорошо. Дру- гих людей они слышат и видят гораздо хуже, чем самих себя. Как живут рядовые граждане, чего хотят, от чего и от кого стра- дают, о чем думают и мечтают, что планируют – становится не 12 актуальным. Значимость собственного благополучия затмевает служение избирателям. Нравственные, культурные и правовые нормы становятся относительными. Появляются двойные стан- дарты. Меняются содержания понятий добра и зла и т.д. Искажение восприятия реальности у зависимых от психоактивных веществ и от власти сходно по психологиче- ским механизмам и результату – бегству от неприятной ре- альности в приятную нереальность 5. Сравнение наркомании и кратомании по влиянию на личность. Для потребителей психоактивных веществ характерно развитие эгоцентризма и высокой самооценки. Получение соб- ственного удовольствия для них приоритетно. Для приобрете- ния наркотиков и продолжения наркоманского образа жизни им денег не жалко. Наркоманы доводят до нищеты своих родите- лей, причиняют им тяжелые душевные и физические страдания, никого не щадят. Озабочены только своей персоной. Имеют только права. Им все должны. Никакой критики в свой адрес они не терпят. Для обладателей власти и богатства также характерны вы- сокая самооценка и эгоцентризм. Личные интересы важнее об- щих. На то, чтобы удержаться во власти тратятся огромные суммы денег. Социальный и финансовый статус важнее, чем нравственный, культурный и физический. «Хозяин» может экс- плуатировать подчиненных, уменьшать им зарплату, чтобы по- высить свою. Богатые не уважают, не любят, стремятся не заме- чать бедных. Критики в свой адрес они также не любят. Эгоцентризм и высокая самооценка в равной степени свойственны зависимым от наркотиков и власти. 13 6. Сравнение наркомании и кратомании по росту то- лерантности и изменению реактивности Хорошо известно, что зависимые от наркотиков, вынуж- дены постоянно увеличивать их дозы для получения эйфории. Это объясняется тем, что организм человека работает по прин- ципу самодостаточности, саморегуляции, обратной связи. Здо- ровому организму не нужны наркотики. Они причиняют только вред здоровью. Поэтому организм использует несколько меха- низмов для уменьшения и укорочения их действия – снижает чувствительность и увеличивает число рецепторов, быстрее ме- таболизирует и выводит наркотики из организма. Картина опья- нения упрощается. Из нее исчезают самые приятные и жела- тельные компоненты. Длительность опьянения укорачивается. Чтобы скомпенсировать проявления отвержения наркотиков организмом потребителя и получить желаемый психотропный эффект наркоманы вынуждены повышать разовые и суточные дозы препаратов, учащать их прием. Зависимость от власти и денег также проявляется потреб- ностью в росте. Чиновникам, страдающим кратоманией, нужно подниматься по ступеням карьерной лестницы. Им нужно чтобы увеличивались зарплаты, вознаграждения и откаты. Имеющиеся доходы когда-то становятся недостаточными. Все что можно приобрести, они приобрели. Но достигнутый уровень потребле- ния становится привычным, удовольствия недостаточно яркими и продолжительными. Хочется еще чего-то «остренького», све- женького, необычного, малодоступного, запретного, тайного… Проиллюстрируем это комментарием К.Маркса о рыноч- ных отношениях: «Обеспечьте (капиталу) 10% прибыли, и капи- тал согласен на всякое применение; при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломить голову, при 100% все человеческие законы, при 300% нет такого преступле- ния, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы»[21]. 14 В наркобизнесе, как и во многих других сферах бизнеса в мире и России прибыли превышают и 50 и 300%. Наркомания существует по законам рынка. Бороться с наркоманией, сохра- няя рыночный уклад и демократию, наверное, не корректно. Снижение (упрощение и укорочение) реакции на наркотик или власть и деньги обусловливает необходимость повышения доз или должностей и доходов. Это проявление зависимостей также универсально 7. Сравнение наркомании и кратомании по признакам групповой зависимости. Групповая зависимость у наркоманов (алкоголиков) про- является в том, что они на первых этапах развития зависимости употребляют психоактивные вещества не в одиночку, а в груп- пах «друзей», в компаниях, «за компанию». Встреча со «своим» человеком из компании всегда актуализирует влечение и создает мотивацию к наркотизации. Члены группы индуцируют друг друга на употребление психоактивных веществ, проявляют со- лидарность. Люди, зависимые от власти и денег также группируются в партии, клубы по интересам, по спортивным и иным увлечени- ям. Они стремятся отделиться от «чужих», жить и отдыхать сре- ди «своих». У них формируются свои нормы поведения, потреб- ления, имиджа, коммуникации и т.д. Специфическая солидарность, избирательная комму- никативность характерна как для зависимых от наркоти- ков, так и от власти и денег. 8. Сравнение наркомании и кратомании по синдрому отмены Синдром отмены (абстинентный синдром) является спе- цифичным, ключевым, обязательным для наркомании. За время потребления наркотика происходит формирование новых функ- 15 циональных систем регуляции и метаболизма, интегрирующих наркотик. При его отнятии сложившиеся функциональные си- стемы дезорганизуются, что проявляется нарушениями всех си- стем и функций организма – психическими, неврологическими, соматическими и поведенческими расстройствами: эмоциональ- ной напряженностью, раздражительностью, негативистично- стью, агрессивностью, бессонницей, «ломками», гипертонией, тахикардией, учащением дыхания, жаждой, диареей и др. Когда людей, зависимых от власти и денег, лишают этих источников удовольствий, у них тоже развивается синдром от- мены с похожими психическими, неврологическими, соматиче- скими и поведенческими расстройствами. Синдром отмены при наркомании и кратомании имеет похожие патогенетические механизмы и клинические про- явления. 9. Сравнение наркомании и кратомании по цикличе- ской перестройке жизни Желаемое действие наркотиков длится не вечно, а всего лишь несколько часов. Организм даже больного человека рабо- тает по универсальным принципам адаптации, саморегуляции, самозащиты, стремиться как можно быстрее минимизировать нарушения, вызванные наркотиком, восстановить гомеостаз, нормальное состояние психических и соматических функций. Но при сформированной зависимости у наркомана через не- сколько часов трезвого состояния начинается абстиненция, ко- торая принуждает употребить очередную дозу. У зависимого изменяется временная организация жизни. Из непрерывной она становится циклической с закономерным, принудительным че- редованием состояний опьянения-отрезвления. Наркоман живет «от дозы до дозы». За 5-6 часов до абстиненции нужно достать деньги, наркотик, найти место и время для его употребления. 16 Создается замкнутый круг, по которому больной «бегает» до изнеможения. Кратковременные планы достать деньги и наркотик, нуж- но выполнять любой ценой. Это вынуждает наркоманов нару- шать долгосрочные планы – выполнение обязательств перед со- бой, людьми и Творцом, такие как получение образования, про- фессиональный рост, обеспечение семьи, воспитание детей и т.д. Наркоманы сочиняют любые легенды о своих достоинствах и возможностях, дают любые обещания для того чтобы им по- верили и еще раз дали деньги, которые они потратят на очеред- ной эпизод личных удовольствий. Кратомания протекает также циклически – от выборов до выборов. Но циклы длятся не часами, а годами. Это несравненно более удобно и комфортно. Реализация зависимости гарантиро- ванно обеспечивается государством административными и фи- нансовыми ресурсами… Чиновники, пораженные кратоманией, имеют психологию и поведение безответственных, лживых вре- менщиков. Приоритет личных, сиюминутных интересов над об- щими, стратегическими интересами, смена непрерывного, поступательного, целенаправленного развития на отдель- ные циклы и эпизоды роднит наркоманию и кратоманию. 10. Сравнение наркомании и кратомании по премор- бидным личностным характеристикам Личностные предпосылки для развития зависимостей от наркотиков хорошо известны: эгоизм, гедонизм (цель жизни – получение удовольствий), завышенная самооценка, уверенность в собственной исключительности, внушаемость, склонность подражать другим, двойные стандарты в отношении социальных и нравственных норм, социальная и духовная незрелость, мо- ральная неустойчивость, недостаточная образованность и осве- домленность о целевом предназначении наркотиков и их влия- 17 нии на организм и личность, поверхностность и упрощенность суждений, некритичность, безответственность, лживость, хит- рость, изворотливость и т.д. Эти же личностные характеристики являются фактором риска развития зависимостей от власти. Нравственные, умные, образованные, думающие, самокритичные, ответственные за свои действия, не становятся зависимыми ни от наркотиков, ни от власти. Личностные предпосылки для развития наркомании и кра- томании одни и те же 11. Сравнение наркомании и кратомании по характе- ристикам личностной деградации У людей с большим стажем наркотизации неизбежно раз- вивается личностная и социальная деградация. Она проявляется упрощением и огрубением личности, утратой высших — духов- ных, культурных, социальных потребностей. Больные «осво- бождаются» от нравственных понятий совести, честности, от- ветственности, долга, благодарности и др. Они становятся лжи- выми, эгоистичными, циничными, вероломными, эмоционально холодными, безжалостными. У них есть только права и претен- зии к другим. Следствием чего становятся обеднение духовной сферы, ограничение возможностей для духовного роста и разви- тия, что также сказывается на состоянии семейных отношений [25, 26]. Среди зависимых от власти и денег часто встречаются личности с аналогичной моральной деградацией. Патогенетические механизмы, клинические и пове- денческие проявления нравственной деградации при наркомании и кратомании также имеют большое сходство. 18 12. Сравнение наркомании и кратомании по анозо- гнозии Специфичным признаком зависимостей от психоактивных веществ является анозогнозия – отсутствие критики к своему состоянию, непризнание своей зависимости, наличия психиче- ских и поведенческих проблем. В основе, как правило лежат психологические защитные механизмы в форме отрицания и обусловленные этим отказы от рекомендаций лечиться, менять асоциальный наркоманский образ жизни на трезвый, норматив- ный. Люди, страдающие кратоманией, также уверены в своей исключительности, компетентности, правоте, легитимности, непогрешимости. Анозогнозия болезни, отсутствие мотиваций к лечению сближают наркоманию и кратоманию. 13. Созависимость при наркомании и кратомании. Хорошо известен феномен психологической созависимо- сти у близких больного наркоманией. Она проявляется тем, что поведение людей, совместно проживающих с больным, целиком поглощено его поведением, его проблемами. Созависимые сво- им поведением могут неосознанно провоцировать у больного рецидив, также неосознанно они могут манипулировать поведе- нием самого больного, вольно или невольно подталкивая его к новому «срыву». Аналогичные изменения происходят и с близкими людей, находящихся во власти. Как правило, близкие, которых мы со всем основанием можем назвать созависимыми при кратомании, не имеют глубокого эмоционального контакта с зависимым, т.к. для него наивысшей ценностью являются не человеческие от- ношения, а получение возбуждающих эмоций от ощущения вла- сти над другими. Не получая полноценных эмоциональных от- ношений, пребывая в состоянии людей, получающих суррогат- 19 ную компенсацию в виде материальных благ и комфорта, они находятся в состоянии длительной фрустрации, ведущей к фор- мированию состояния психической дезадаптации со всеми вы- текающими из нее негативными последствиями. Созависимость, как патологическая адаптация близ- ких к расстройствам личности и поведения зависимых, так- же показывает сходство наркомании и кратомании. 14. Общим для наркомании и кратомании является возрастной фактор – чем в более молодом возрасте познакомит- ся человек с объектом своей зависимости, тем быстрее развивает- ся сама зависимость и имеет более злокачественное течение. 20 БИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ Формирование всех зависимостей: химических и нехими- ческих (поведенческих) происходит по единому алгоритму, обу- словленному единством и универсальностью механизмов адап- тации. К наркотику и власти (деньгам) нужно Основной биологический механизм аддиктивных рас- стройств связан с обработкой сигналов, поступающих в систему награды мозга В ней содержатся нейроны, которые высвобождают дофа- мин в прилежащее ядро и орбитальную лобную кору. Нарушения дофаминергической передачи в системе награды лежат в основе любой зависимости. Недостаток дофамина приводит к поиску веществ или действий (азартные игры, наркотики), при котором происходит высвобождение дофамина и возникает ощущение удовольствия. Исследования семей больных поведенческими зависимостя- ми: игроманией, клептоманией, компульсивным шопингом и др. обнаружили, что среди родственников первой степени родства отмечалось значимо более высокий уровень потребления алко- голя и других ПАВ, а также депрессии и другие психические расстройства, чем у контрольной группы. Приведем общие структурные элементы зависимостей от психоактивных веществ: 1. Зависимости от ПАВ возникают только вследствие при- ема этих веществ или поведенческих паттернов (далее — ПП). 2. Появляется влечение к ПАВ или ПП: сначала психиче- ское, затем – физическое. 3. Возникают необходимость повышения доз ПАВ и ПП – разовых и суточных – и учащение приема. 4. Формируется стойкая психическая и физическая зави- симость от ПАВ и ПП. 21 5. Происходит формирование абстинентного синдрома (синдрома отмены – похмелья, ломок). 6. Синдром последствий хронической наркотизации и ПП. Структурными компонентами поведенческих зависимо- стей являются: 1. Особенность (сверхценность) 2. Эйфория и замещение неудач, угроз и др. Стратегия шизофренизации. Виртуализация. 3. Желание повтора. Психическая зависимость. Формиро- вание влечения 4. Рост толерантности. 5. Синдром отмены. Абстиненция. 6. Контрпродуктивность. Конфликтогенность. 7. Рецидивирующее течение. Рассмотрим в таблице сходство механизмов химических и поведенческих аддикций – альтернативы ПАВ. Химическая от ПАВ Эффект Медиатор Поведенческая Психо- стимуляторы – кокаин, эфед- рон эстази, фе- намин Возбуждение, Ускорение, Усложнение Расщепление Дофамин Азартные игры экстремальный спорт, ужастики телереклама, коррупция Опиаты – геро- ин кодеин Комфорт, Блаженство, Покой Эндорфины Физкультура, религиозные ритуалы, труд, творче- ство, коррупция Алкоголь, бензодиазепины Снятие стресса Успокоение Отвлечение Псевдозанятость Гамма- амино- масляная кислота – ГАМК Телепродукция, еда 22 Из таблицы видно, что коррупционные действия вызыва- ют эффекты похожие на прием психостимуляторов и опиатов по сходным медиаторным механизмам. Поэтому они могут рас- сматриваться как альтернативы химическим зависимостям. Это сходство объясняет сопряженность химических и нехимических зависимостей. К примеру, использование наркотиков при вер- бовке в различные деструктивные организации и при исполне- нии террористических актов, использование алкоголя для реше- ния корыстных манипулятивных задач и другое. 23 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ На психологическом уровне все зависимости сходны, в том числе коррупционная. Основной психологической мотива- цией коррупционного поведения является компенсация по сле- дующим направлениям: 1. Компенсация личностных расстройств – тревожности, нерешительности, застенчивости. 2. Желание быть взрослыми, самостоятельными. 3. Присоединение к избранной группе. 4. Замещение и перенос отношения к друзьям на выгоду, обогащение, власть и обратно. 5. Созависимость. В научной литературе психологический портрет корруп- циогенной личности представлен следующими характеристика- ми: осмысление жизни через приобретение материальных благ, стремление к роскоши как показателю счастья, неосознанная мо- тивация и недифференцированная структура установок нрав- ственного поведения, низкий уровень удовлетворенности жиз- нью, негативное самоотношение и неадекватная самооценка, экс- тернальный локус контроля, импульсивный тип реагирования. При описании личности коррумпирующего описаны три типа личностных деформаций: — «Уравновешенный реалист» (низкий уровень нейро- тизма, высокий уровень практичности, уверенность в себе, спо- койствие, отсутствие чувства вины, настойчивость); — «Импульсивный конкурент»; — «Безответственный последователь» (стремление опи- раться на взгляды окружающих людей, значительная подвер- женность влиянию социальной среды, беспечность, склонность к необдуманным поступкам, значительная гибкость мышления и поведения). 24 Кроме того, заслуживает внимания следующая типология групп населения по типу коррупционной установки: Первая – лица, для которых привычным является совер- шение преступлений, обусловленных родом основной деятель- ности, т. е. абсолютная готовность к нарушению уголовно- правового запрета при любых условиях. Вторая, отличается готовностью к совершению преступ- лений, обусловленных родом основной деятельности, при га- рантии безнаказанности. Третья – отличает предрасположенность к несовершению преступлений, обусловленных родом основной деятельности, при отсутствии значимых отрицательных последствий (для уровня доходов, благополучия семьи, служебной карьеры и т. п.). Отмечая сходство химических и нехимических аддикций, мы можем утверждать, что коррупция как аддикция, характери- зуется четырьмя стадиями. Первая — имеет характер разового получения вознаграждения. На второй стадии возникает зави- симость (взяточник ждет этого события, прокручивая в голове образ ситуации получения взятки). На третьей стадии появляют- ся депрессивные признаки, приоритетной остается только одна ценность – взятки, которые превращаются в определенный до- пинг, позволяя испытывать ощущение комфорта. Последняя – четвертая стадия характеризуется тем, что человек отрывается от реальности, теряет чувство сопереживания и уже не радуется тому, что получает. 25 СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ Коррупция является сугубо социальным явлением, проявля- ется в системе межличностных (профессиональных) отношений. Факторами коррупционного поведения могут выступать: менталитет, приоритетность материального положения, соот- ветствие «современным» потребительским стандартам, стрем- ление и застревание в роли «вышестоящего», склонность к ма- нипуляциям, психологическому насилию, доминированию, ас- социированность административного ресурса с финансовым, двойной моральный стандарт, толерантность и привычность общества к факту, как норме социальных взаимоотношений, безнаказанность коррупционеров. Во все времена на персональном уровне коррупционное поведение представителей разных социальных групп осуждалось, при этом оставалась высокая вероятность субъективного риска коррупционных поступков. Не потеряла свою актуальность вы- ражение «…не подмажешь, не поедешь». Соответственно внеш- ние социальные меры противодействия коррупции не оказывают ожидаемого результата. В социуме обнаруживаются такие звенья, где коррупционная составляющая остается допустимой состав- ляющей жизнедеятельности, нормой жизни. Происходи подмена понятий, ценностей целей и стратегий их достижения. Актуали- зируется поиск компромиссов для отдельных исключений во имя различного рода коллективных и индивидуальных решений. В коррупционных отношениях действует жесткая система силовой регуляции и контроля. Нередко, субъекты, обладающие нормативной биопсихосоциальной организацией, оказавшиеся в системе коррупционных отношений, вынуждены совершить вы- бор между самосохранением и саморазрушением. Попытки ис- коренить попытки на социальном уровне возможно только при нейтрализации рисков коррупционного поведения и гармониза- ции биопсихосоциальной структуры человека и общества. 26 НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В современную эпоху глобального, системного кризиса, ин- формационно-психологической войны, управляемого хаоса, мас- штабных, высокотехнологичных манипуляций с психикой и пове- дением людей, образ мира формирующийся современной системой образования стал фрагментарным, искаженным, непонятным, угрожающим, вызывающим страх, тревогу, депрессию, протест и агрессию у большинства людей. Сотни миллионов наших совре- менников живущих в Азии, Африке, Европе и Америке крайне озадачены и озабочены нарастанием несправедливости в отноше- ниях между людьми и государствами, идеологического, политиче- ского, экономического и физического насилия одних над другими. Вследствие этого безобразия современного мира увеличиваются частота и масштабы внутри- и межличностных, семейных, коллек- тивных, ведомственных, государственных, национальных и других конфликтов. Это является главной причиной угроз современной цивилизации – наркомании, агрессии, коррупции, терроризма. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» ставятся задачи: «создание системы духовно- нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, «повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно- исторических ценностей, к которым относятся: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод чело- века, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы мора- ли и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаи- мопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины» [4]. Для выполнения этих задач нужны соответствующие об- разы, идеи, технологии, методики. 27 ЕДИНСТВО БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Современная наука, международная администрация (ВОЗ) и религии, определяют человека как существо биопсихосоци- альное – состоящее из тела, души-духа и социальных проявле- ний, следовательно, имеющее биологические, социальные и ду- ховные потребности. Содержание понятия разработал русский академик В.М.Бехтерев.[9] Термин предложил Engel G. [11]. Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как – состояние полного физического, душевного (духовного) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Основные потребности человека надо не только определить, но и соединить между собой в действую- щую конструкцию, соотнести между собой по конфигурации, размерам, масштабам, по функциональной значимости, по целе- вой направленности, определить критерии нормативности. Мы представляем биопсихсоциальную, потребностно- иерархическую структуру человека в образе матрешки с норма- тивным возрастанием масштабов потребностей от биологиче- ских через социальные к духовным [7]. Образ голограммы также корректен, потому что, в каждом проявлении человека эта зако- номерность сохраняется. Соотношение и иерархию потребно- стей можно представить в виде секторов в круге или уровней в кубе или пирамиде (Маслоу). Образ матрешки отличается тем, что он замкнутый, более жесткий и однозначный, даже прину- дительный. Попытки изменить нормативное соотношение по- требностей приводят к разрушению всей конструкции. Как, например, если внутренняя матрешка в укладке увеличится в масштабах или отклонится от оси, то это сожмет, деформирует и разорвет все последующие фигуры и разрушит всю матрешеч- ную укладку на фрагменты. 28 Биопсихосоциальная структура человека едина и универсальна душа дух социум тело Иерархия масштабов и приоритетов биологических, социальных и духовных потребностей человека всеобщая — вне эпохи, политики, национальности, религии Рис. 1. Соотношение биологической, социальной и духовной составляющих в потребностно-иерархической биопсихосоциальной структуре человека Биологическая организация человека формировалась тысячи лет. Она стабильна и предназначена для обеспечения целостности и гармоничности человека в границах тела. Во все эпохи для обеспечения жизни и деятельности организм нуждал- ся в одних и тех же строительных и энергетических ресурсах — воздухе, воде, еде, тепле, одежде и др. Их можно точно рассчи- тать по физиологическим и гигиеническим нормам на уроках биологии. Масштаб биологических потребностей жестко ограничен потребностями поддержания внутреннего физического и хими- ческого баланса (гомеостаза). Как недостаточное, так и избы- точное потребление даже самых полезных продуктов причиняет не пользу, а вред здоровью. Избыток белков ведет к подагре, жиров – к ожирению, углеводов – к диабету и ожирению, вита- минов – к гипервитаминозам и т.д. Установлены гигиенические 29 нормы всех параметров помещений — температуры и влажности воздуха, освещенности, интенсивности шума, вибрации, радиа- ции и др. В процессе получения образования учащимся эти знания нужно давать и формировать у них навык добровольного огра- ничения потребления в соответствии с научно разработанными нормами и рекомендациями, для своего же блага, на основе ра- зумного эгоизма. Биологическая составляющая жизни задана свыше, ее не выбирают. Люди, различающиеся по всем характе- ристикам, похожи по способу зачатия, рождения, дыхания, пи- тания, общения, размножения, смерти. Это уравнивает людей различающихся по финансовым, социальным, национальным, религиозным и другим признакам. Реализация этого положения в образовательной среде может быть использована для профи- лактики асоциального поведения. Социальная организация жизни людей предназначена для обеспечения их целостности и гармоничности в простран- стве общества. Человеку нужны семья, друзья, профессия, образование, работа, деньги, отдых, развлечения, профессиональный и соци- альный рост, признание и соблюдение гражданских прав и зако- нов, государство, власть и др. Масштаб этих социальных по- требностей соответствует среднему контуру в матрешке. Он больше масштаба биологических потребностей, но он также до- статочно определенный, и меньше масштаба духовных потреб- ностей. Людям нужна одна семья, одна любимая профессия, по- стоянное место работы и проживания, свой вид спорта, одна компания «старых» друзей, одна Родина, зарплата, позволяющая обеспечить запросы семьи в образовании, лечении, отдыхе и т.д. Эти социальные потребности стабильны и также естественным образом ограничены нижестоящими биологическими и выше- стоящими нравственными потребностями человека. Но если биологическая и духовная организация человека жестко заданы свыше, то в социальной организации есть свобода выбора и вы- сокая вероятность искушений. Люди вольны выходить за разум- ные границы потребления – проявлять чрезмерный эгоизм, жад- ность, агрессивность и т.п. В социальной составляющей жизни 30 происходят революции, войны, реформы, возникают новые ре- лигии и межконфессиональные конфликты, развивается пре- ступность, коррупция и другие социальные феномены, разру- шающие биологическую и духовную части жизни человека и общества. Отрыв социальных потребностей от биологических и ду- ховных потребностей, например, алкоголизация, курение, наркотизация, азартные игры, приводит к разрушению сомати- ческого и психического здоровья, социальной и нравственной деградации. Это подтверждают закономерности развития всех зависимостей. Известно, что биологической потребности в приеме таба- ка, алкоголя, наркотиков у людей нет. Употребление психоак- тивных веществ имеет социальную мотивацию – быть «как все», присоединиться к компании, приобрести желательные социаль- ные характеристики — взрослость, самостоятельность, независи- мость и т.д. Вследствие такой социализации разрушается биоло- гическое здоровье – появляются влечение, похмелье, гастриты, панкреатиты, гепатиты, циррозы, невриты, энцефалопатии, пси- хозы, слабоумие, преждевременная смерть. Душевное и духов- ное здоровье при зависимостях от психоактивных веществ так- же неизбежно разрушаются. У потребителей развиваются эго- изм, эгоцентризм, лживость. Утрачиваются интересы и способ- ности учиться, трудиться, быть социально нормативными и по- лезными. Нарастает психическая, социальная и духовная дегра- дация. Это положение также уравнивает людей различающихся по социальным, финансовым, национальным, религиозным ха- рактеристикам. Освобождение социальных потребностей от контроля те- ла, души и духа, закономерно и неотвратимо приводит к разру- шению нормативности всей биопсихсоциальной структуры по- требителя и общества. Потому что неспособность ограничить потребление нравственными, социальными и правовыми нор- мами порождает стяжательство, преступность, имущественное и социальное неравенство, коррупцию, социальную напряжен- ность, нестабильность и другие внутренние угрозы националь- ной безопасности. Для сохранения здоровья людей и стабильно- сти общества нужно школьников учить добровольно, на основе 31 разумного эгоизма, сохранять нормативную иерархию масшта- бов и приоритетов биологических, социальных и духовных по- требностей у себя и у других людей. Бедность большей части населения России обусловлена не бедностью страны, а дефицитом честности, совести, справедли- вости, ответственности, то есть духовных потребностей, у меньшей, неправедно разбогатевшей части соотечественников. Любой школьник может сосчитать, что при ежегодном вывозе из России 150 миллиардов долларов, каждый житель страны лишается 1 000 долларов. Если 60 000 рублей поделить на 12 месяцев, то каждому нашему соотечественнику можно было бы получать на 5 тысяч больше. Детские пособия в разы меньше. Такие задачи нужно решать в школах для нравственного и пат- риотического воспитания молодежи, формирования личной причастности к социально-экономической ситуации в стране, гражданской ответственности и активности в противодействии коррупции, возрождению совести и справедливости в обществе. Духовная (душевная) организация человека предназна- чена для целостности и гармоничности человека в пространстве семьи, общества, человечества и Вселенной. У нее нет биологи- ческих, социальных, территориальных и временных границ. Биологическая и социальная составляющие человека пре- кращают свое существование сразу после его смерти, а духовная составляющая личности живет намного дольше, пока о нем помнят люди. Есть множество примеров духовного бессмертия. Вошли в историю авторы великих научных открытий, врачи, полководцы, герои, писатели, скульпторы, художники, умершие сотни и тысячи лет назад. Их биологические и социальные ха- рактеристики совершенно не важны для потомков. У них вызы- вает интерес духовное наследие предков, сумевших ответить на «вечные» вопросы о смысле жизни, добре и зле, любви, счастье, подвиге…, точно и ярко выразить душевные переживания — чув- ства, мысли и образы в рукописях и творениях искусства, кото- рые вызывают душевный отклик у потомков, воспитывают, учат, развивают их, направляют и приближают к вечным са- кральным ценностям. Духовность проявляется добровольным принятием и ис- полнением замысла Творца, создавшего человека по своему об- 32 разу и подобию, и завещавшему любовь к ближнему, как к са- мому себе, доброту, милосердие; ответственность за детей, больных, стариков, за прирученных животных, за сохранение природы; нестяжательность, совесть, справедливость; способ- ность смело и умело защищать семью, род, веру, культуру, тра- диции предков, страну. Дух никому не принадлежит, его нельзя отнять или уничтожить. Это проявление Бога. Духовность при- нимается добровольно. Многим она не нужна, потому что огра- ничивает возможности становиться богатыми и властными. Раз- витие духовности, восстановление совести и справедливости, является самым незатратным и в то же время самым надежным средством устранения коррупции, воровства, наркомании, алко- голизма, терроризма и других современных пороков. Это соот- ветствует национальным традициям русского народа, которому дано предназначение быть носителем и стяжателем Святого Ду- ха. Запад предпочитает стяжать золото, «забывая» о духовных потребностях. В нашей потребностно-иерархической, биопсихосоциаль- ной структуре человека духовные (душевные) потребности об- разуют внешний контур, граничащий с Космосом, Вечностью (Богом). Духовность, а не социальный и не финансовый статус, определяет масштаб личности, цели и смыслы ее деятельности, стратегии и средства их достижения, оформляет всю структуру человека и общества. Идеология политической элиты Запада и современных прозападных российских чиновников ограничена рамками потребления и двойными стандартами его регулирова- ния. В ней нет высоты, простора и красоты духовной составля- ющей. Она двухмерная – био-социальная, а не многомерная, как наша – био-психо-социо-духовная. Надо не Российскую идеоло- гию сдавать, упрощать и опускать до западного стандарта, а наоборот Западную развивать и поднимать до Российской. Потребностно-иерархический, трехуровневый, матрешеч- но-голографический, образ человека и общества ассоциируется с привычным образом солнечной системы, в которой орбиты планет входят одна в другую как матрешки, с образом плане- тарной модели атома и экстраполируется на множество биоло- гических и социальных структур. Этот образ имеет большие перспективы использования в образовании для устранения по- 33 следствий фрагментации образования реформами, интеграции человека в природу, социум, историю, культуру, вечность и вос- становления естественных связей, взаимных переходов между ними, разорванных в результате реформ. Потребностно-иерархическая, биопсихсоциальная струк- тура человека является также инструментом воспитания целена- правленности, определяет стратегию, этапы и алгоритм разви- тия и восстановления (адаптации и реабилитации) личности. Преодоление трудностей идет по этапам-уровням: Биологические дефициты (болезни, травмы, врожденные пороки) компенсируются достижениями в социуме. Много при- меров того, что люди с ограниченными физическими возможно- стями реализуются и самоутверждаются в профессиональной деятельности – становятся успешными и востребованными про- граммистами, юристами, переводчиками и др. Самостоятельно решают финансовые, бытовые, семейные и другие проблемы, опережая здоровых сверстников. Социальная дефицитарность компенсируются достижениями в вышестоящей духовной сфе- ре – в творчестве и религии. Духовное наполнение и развитие людей помогает преодо- левать социальные и биологические проблемы, является наибо- лее эффективным, перспективным, мирным, гуманным, малоза- тратным направлением устранения основных угроз современной цивилизации – эгоцентризма, потребительства, алчности, кор- рупции, агрессии, терроризма, наркобизнеса и др. Потребностно-иерархическая, матрешечная конфигурация нормативности человека и общества задана свыше. Мир один и един для всех, его надо не делить и разрушать, а сохранять и объединяться для этого. Развитие духовности перспективно для примирения и взаимопонимания, добровольного отказа от агрессии и войн. Эти положения целесообразно включать в об- разовательные программы. Биопсихсоциальный подход является инструментом для анализа реформ в России. Западные полит- технологи смогли сменить политическое руководство СССР, привести к власти функционеров-перевертышей с перевернутой иерархией биопсихосоциальных потребностей, у которых день- ги, собственность и власть стали приоритетными и самыми масштабными, а духовные (совесть, справедливость) упраздни- 34 лись. Они стали проводить идеологические, политические, со- циально-экономические и другие реформы, которые привели к криминальной революции: смене социализма капитализмом, планового хозяйства диким рынком, советского тоталитаризма либеральной демократией. У реформаторов-рыночников, эф- фективных менеджеров приоритетными стали деньги, собствен- ность, власть для максимального удовлетворения личных био- логических и социальных потребностей. Духовная составляю- щая из национальной цивилизационной матрицы была устране- на. Слуги народа отобрали у своего хозяина собственность, пре- вратили его в покорного слугу, устремились к личному обога- щению путем ограбления обманутого хозяина (рис. 2). ТЕЛО ДУША ДУХ ТЕЛО ДУША ДУХ Последствия смены приоритетов потребностей в результате реформ Рис. 2. Переворот потребностно-иерархической матрицы человека . Рисунок 2 иллюстрирует как в результате криминальной революции и реформ единый народ стал разделенным. Большая часть простого народа продолжает сохранять традиционную ци- вилизационную матрицу с приоритетом духовных потребностей над социальными и биологическими, как показано на левой по- 35 ловине рисунка. На правой половине рисунка представлена пе- ревернутая иерархия масштабов и приоритетов потребностей, характерная для класса эффективных менеджеров, которые по- полняют ряды коррупционеров. Описанные нами структурированные, наполненные зна- ниями, смыслами, чувствами, образы человека и общества обла- дают большим воспитательным и образовательным потенциа- лом и эффективно используются в учебном процессе и в психо- терапии. Они соответствуют задачам актуальных государствен- ных программ. Их можно использовать в идеологическом про- тиводействии коррупции. 36 СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОТ САМОРАЗРУШЕНИЯ НА ОСНОВЕ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА Мы с 2005 г используем и рекомендуем коллегам, разра- ботанный нами потребностно-иерархический (матрешечный) подход к интеграции образов человека, общества и мира в фор- мате современной научной парадигмы [7]. Кроме того, в этом издании, приводим алгоритм преодо- ления аногогнозии коррупционного поведения через систему последовательных действий: 1. Осознание проблемы через повторение симптомов и их взаимосвязей. 2. Дистанцирование нормативной части личности от кор- румпированной субличности. 3. Конфронтации между ними. 4. Усиление и развитие нормативной части личности. 5. Умения различать свои цели, задачи, способы их до- стижения от чужих, которыми навязчиво подменяют свои. 6. Формирование навыка осознанно защищаться от про- вокаций, противопоставлять им свою систему представлений и убеждений. 7. Превращение своих стратегических противников в единомышленников и союзников. Обязательным условием реализации этого алгоритма яв- ляется создание у зависимых мотиваций на восстановление со- знания (соединения знаний), связности, стройности и непре- рывности мышления, как инструментов необходимых для вос- становления ориентировки во времени, пространстве и соб- ственной личности. Для того чтобы различать свои цели, задачи, способы их достижения от чужих, которыми навязчиво подменяют свои, нужно восстановить нормальное функционирование мозга, обеспечить выполнение принципа «non nocere» – «не вреди» в 37 формате самозащиты от деструктивных и провоцирующих ин- формационно-психологических воздействий. Система самозащиты от саморазрушения на основе ра- зумного эгоизма разработана нами в серии книг «Самозащита от… наркомании, …от алкоголизации, …от курения, …от стрес- са,…от саморазрушения», «Самозащита психического здоро- вья», «Здравствуйте, если хотите» и др. Для самостоятельного определения полезности-вредности информационно-психологических воздействий нами предложен 3-х этапный алгоритм, основанный на биопсихосоциальной структуре человека, отражающей иерархию и масштаб его по- требностей. 1 этап – экзистенциальный, определяющий приори- тет одной из 3-х потребностей – биологической, социальной или духовной. 2 этап – социально-психологический, определяющий предлагающуюся стратегию поведения по классификации Хай- ма, 3 этап – психиатрический, квалифицирующий патогенетиче- ский механизм и клинический вариант психического или пове- денческого расстройства, которое проиллюстрировано в теле- сюжете, песне, фильме, спектакле и др. Для овладения этой ме- тодикой достаточно одной лекции с презентацией. Наш много- летний практический опыт подтверждает полезность и целесо- образность более широкого внедрения этой методики в образо- вательной сфере. Противодействие коррупции нужно расширять за границы профессиональной деятельности специалистов. Для этого нужно привлекать внимание к этой проблеме лиц обладающих админи- стративными, информационными, финансовыми ресурсами, принимающих ответственные решения, помогать им преодолеть анозогнозию угрозы цивилизации, по сравнению с которой борьба за собственное материально-социальное благополучие теряет смысл. 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сравнение зависимостей от наркотиков и от власти по со- вокупности 14-ти целевых, смысловых, содержательных, струк- турных и динамических характеристик обнаруживает их оче- видное сходство. Ни в коем случае нельзя переносить описан- ные представления о болезни и больных на всех людей в струк- турах власти. Не все, пользующиеся наркотиками по медицин- ским показаниям, становятся наркоманами, так же и не все обладающие властью становятся больными кратоманией. Между веществом и социальным инструментом нет ничего об- щего. Объединяет их интегрированность в человеческую пороч- ность – использование с целью получения удовольствия обман- ным путем. Можно обмануть организм, себя, людей, законода- телей, но законы природы объективны. Г.Селье установил что, физиологические и психологические процессы адаптации уни- версальны. На любое не привычное и не безразличное, (стрессо- вое) воздействие – физическое, химическое, термическое, ин- формационное – организм и личность отвечают по единому ал- горитму, распространяющемуся на всех людей. Развитие адап- тационного синдрома происходит по хорошо изученным зако- номерностям, зная которые можно делать прогнозы о том, что будет происходить с организмом и личностью человека в тече- ние дней, недель, месяцев и лет. Эти знания очень конструктив- ны и стратегически важны, так как дают возможность опережать события, своевременно предпринимать меры профилактики и коррекции расстройств психических функций, личности и пове- дения. Кратоманию можно отнести к одному из видов поведен- ческих нехимических зависимостей, которая распространена среди политических деятелей и иных лиц, обладающих властью и большими деньгами. Проявления кратомании соответствуют целому ряду психопатологических изменений личности при хи- 39 мических зависимостях, в частности, опиоидной. Показатели распространённости кратомании определить невозможно, пото- му что она не обозначается, не описывается, не выявляется, не регистрируется. Сами аддикты у себя проблем с психическим здоровьем не замечают и за помощью к врачам не обращаются. Неспециалистами данная модель поведения как психопатологи- ческий симптомокомплекс не рассматривается. Специалисты в области психического здоровья – психиатры, наркологи, психо- терапевты, клинические психологи не готовы к работе с данным контингентом аддиктов, поскольку данная патология отсутству- ет в классификациях болезней и социального заказа на ее про- филактику также не существует. Понятия «кратомания» в современной психиатрии и наркологии нет, но ее проявления встречались во все времена и во всех обществах. Были периоды, когда ее широкому распро- странению ставился общественный или государственный за- слон. В настоящее время, по нашему мнению, возникла необхо- димость ее квалификации как одной из форм нехимической за- висимости. В сравнении с другими видами зависимости, данный вид аддикции создает угрозу для всего общества, для сохране- ния цивилизации. Экономическое неравенство людей в совре- менном мире достигло запредельного уровня. 1% населения планеты обладает 99% всех земных богатств. Алчность сильных мира сего является главной причиной мирового финансового кризиса, политической и социальной нестабильности, агрессии, войн, техногенных катастроф. Коррупция, которая считается угрозой безопасности для многих стран и мира в целом, является социальным проявлени- ем кратомании. Стратегия борьбы с коррупцией должна вклю- чать коррекцию биологических, психопатологических, личност- ных, поведенческих, социальных и нравственных составляющих кратомании. По «Закону о психиатрической помощи и гаранти- ях прав граждан при ее оказании», наркологическая помощь 40 оказывается на добровольной основе. Но при расстройствах, представляющих опасность для пациента и общества, она может и должна оказываться недобровольно. Осознавая социальную опасность наркомании, государство приняло закон об ограни- чении прав наркоманов управлять транспортными средствами, чтобы предупредить риски дорожно-транспортных происше- ствий. С этой мерой все согласны. Если психические, личност- ные и поведенческие расстройства у зависимых от власти и денег похожи, то управление ими министерствами, ведом- ствами, областями, городами, стройками, предприятиями со- здает риски происшествий гораздо большего масштаба, чем наркоманы за рулем. С этим тоже все согласны. Значит надо ставить вопрос о допуске к управленческой и финансовой дея- тельности зависимых от власти и денег. Это надо принять как вызов психиатрам, наркологам, психотерапевтам, психологам, социологам, журналистам и другим специалистам, а также всем здравомыслящим и социально активным гражданам. Проблема кратомании неудобна для научной и практиче- ской разработки. Можно привести достаточное количество ар- гументов, чтобы оспорить представленную позицию о психо- патологическом характере подобного поведения лиц с зависи- мостью от власти. Но ее злободневный характер от этого не уменьшится. Проблема кратомании сегодня достигла критиче- ской остроты и может стать причиной потрясений планетарно- го масштаба. В профилактике и лечении самой опасной зави- симости нуждается все общество, в том числе и «властелины мира», находящиеся не где-то на заоблачных высотах, а непо- средственно в одной лодке с «другим», как они считают, насе- лением. 41 ЛИТЕРАТУРА 1. Антонян Ю.М. Типология коррупции и коррупционного поведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://antonyan-jm.narod.ru/inter3.html 2. Ванновская О.В. Психология коррупционного поведения госслужащих. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2013. – 264с. 3. Душенко К. В. Универсальный цитатник политика и журна- листа: 6000 цитат о политике, правосудии и журналисти- ке. – М.: Эксмо, 2006. – 782с. 4. Жирнов Е. Гормон власти. Коммерсант Власть. – 2000. – № 26 (377). 4 июля 2000 г. – С. 52-54. 5. Журавлев А. Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Прикладная и юридическая психология. – 2012. – № 1. – С. 8-21. 6. Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. – 49 с. 7. Ивлиев Ю.А. Системный кризис науки как знак апокалип- сиса // Международный журнал прикладных и фундамен- тальных исследований. – 2011. – № 5. – С. 57-59. 8. Ильинский И. М. Образование в целях оглупления // Зна- ние. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 3-9. 9. Карпов А.М. Биопсихсоциальный подход к пониманию со- временного состояния здравоохранения // Дневник казан- ской медицинской школы. – 2014. – № 2 (5). – С. 28-31. 10. Карпов А.М. Вызовы эпохи охране психического здоровья // Практическая медицина. – 2010. – № 2 (41). – С. 6-10. 11. Карпов А.М. Здравствуйте, если хотите: образовательно- воспитательные основы интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти. – Казань: Медицинская литерату