В статье раскрывается технология воссоздания целостного восприятия образа «Я» и окру$ жающего мира в контексте современной научной биопсихосоциальной парадигмы человека и общества. Отмечается потенциал сферы образования в научно обоснованном переформатиро$ вании иерархии ценностей и смыслов субъектов образовательного процесса с эгоистически$по$ требительского на альтруистически$созидательный. Представлено соответствие биопсихосоци$ ального подхода с основными положениями реализующихся государственных программ. Ключевые слова: биопсихосоциальный подход, технология, научная парадигма, сфера образования. Многозначная категория «образование» включает смысловые, целевые, содержательные, информационные, организационные, методические, тех$ нологические, деятельностные, динамические и другие составляющие, ин$ тегрированные в образовательную деятельность, имеющую определенную иерархию структурных элементов, распределенных во времени с учетом за$ просов и возможностей ее участников. В современную эпоху глобального, системного кризиса, информацион$ но$психологической войны, управляемого хаоса, масштабных, высокотех$ нологичных манипуляций психикой и поведением людей образ мира, фор$ мируемый современной системой образования, стал фрагментарным, иска$ женным, непонятным, угрожающим, вызывающим страх, тревогу, депрессию, протест и агрессию у большинства людей. Сотни миллионов на$ ших современников, живущих в Азии, Африке, Европе и Америке, крайне озадачены и озабочены нарастанием несправедливости в отношениях между людьми и государствами, идеологического, политического, экономического и физического насилия одних над другими. Вследствие этого «безобразия» современного мира увеличиваются частота и масштабы внутри$ и межлич$ ностных, семейных, коллективных, ведомственных, государственных, на$ циональных и других конфликтов. Это является главной причиной угроз со$ временной цивилизации: наркомании, агрессии, коррупции, терроризма (см.: [4. С. 14—18]). Споследствиями «без$образ$и$я» («Я» без образа) современного уст$ ройства мира и такого же качества управления им ведется борьба с исполь$ зованием административных, финансовых, политических, военных и дру$ гих средств. Но прекратится она только в результате обретения людьми ОБРАЗА мира, построенного по замыслу Творца, с осознанным и добро$ вольным принятием и исполнением Его законов всеми его «детьми». Эту за$ дачу предстоит решать в сфере образования и смежных ведомствах. Объективный Мир существует давно, независимо от людей. Он один и един для всех, его не выбирают, он задан свыше — вечный, всесильный, стабильный. Но субъективный образ мира у каждого человека свой, т. к. 94 формируется субъектом — с участием его познавательной деятельности и социумом — с помощью воспитания, внушения, информирования, обуче$ ния, образования, средств массовой информации, Интернета и т. д. Субъек$ тивный образ мира гораздо меньше и проще объективного, потому что он формируется в результате познания каких$то фрагментов объективного мира в процессе образовательной деятельности, которая форматируется по$ литическими, идеологическими, экономическими условиями и резко меня$ ется чиновниками, вынужденными исполнять волю своих «социумных» хо$ зяев, игнорирующих законы объективного мира и заповеди Всевышнего. Цели и результаты образования и воспитания состоят в том, чтобы граж$ дане знали, по какому замыслу устроен и упакован мир, все его элементы (пазлы), и общую конструкцию (картину) их правильного сложения, без пустых ячеек, накладок и разрывов на всех уровнях — от атома до космоса. Кроме элементов, образующих мир, необходимы знания объективных зако$ нов их сборки в конструкции, адекватного совмещения материальных конструкций с социальными и духовными. Русское/советское образование давало системные знания, алгоритмы и навыки их применения в жизни, обучало, развивало и воспитывало. Быть квалифицированным потребите$ лем, обладающим какими$то компетенциями вместо фундаментальных и системных знаний, современному человеку мало. Это искусственный рег$ ресс. Нашим современникам интересно и полезно знать и понимать, какие процессы происходят в настоящее время в природе, мире, стране, области, городе, районе, семье, личности, душе, организме и т. д. Эти знания нужно совмещать в единую структурно$динамическую конструкцию, для того что$ бы определить свое место в мире и предназначение в нем. При этом образ субъективной личности встраивается в образ объективного мира, подобно тому как внутренняя матрешка вкладывается в ряд наружных матрешек и конгруэнтна им по форме и ориентации осей. Это было и должно быть основной целью воспитания и образования во все времена. По мнению авторов, образ матрешки как способа и закона иерархичес$ кой структуризации в природе и обществе универсален. В материальном мире можно выделить такую матрешечную укладку: атом — молекула — ве$ щество — предмет — элемент — конструкция — совокупность конструк$ ций — … — планета Земля — Солнечная система — Галактика и т. д. В адми$ нистративном делении: квартира — дом — улица — район — город — об$ ласть — республика — страна. В социуме: человек — семья — коллектив — односельчане — горожане (казанцы, москвичи) — жители региона (волжа$ не, крымчане, кавказцы) — жители страны (россияне) и др. Все является структурной и функциональной частью чего$то. Закономерно, что элемен$ ты конструкции меньше по масштабу, сложности и значимости, чем целые конструкции, и не могут быть свободными от них. В эпоху реформ административными ресурсами осуществлялась фраг$ ментация и шизофренизация образования. Принятие к исполнению Стра$ тегии национальной безопасности Российской Федерации [8], государст$ венной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Фе$ дерации на 2016—2020 годы» [9] и смена министра образования и науки позволяют надеяться на то, что система образования освободится от внеш$ него управления [1]. В упомянутой государственной программе ставятся та$ кие задачи, как «создание системы духовно$нравственного и патриотиче$ ского воспитания граждан, внедрение принципов духовно$нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граж$ 95 дан России на основе традиционных российских духовно нравственных и культурно исторических ценностей, к которым относятся: приоритет ду ховного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод че ловека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины» [9]. Для выполнения этих задач нужны соответствующие образы, идеи, тех нологии, методики. Мы с 2005 г. используем и рекомендуем коллегам разра ботанный нами потребностно иерархический (матрешечный) подход к ин теграции образов человека, общества и мира в формате современной науч ной парадигмы (см.: [6. С. 19]). Современная наука и религия определяют человека как существо био психосоциальное, состоящее из тела, души духа и социальных проявлений, следовательно, имеющее биологические, социальные и духовные потреб ности. Содержание понятия разработал русский академик В. М. Бехтерев (см.: [10. P. 535—544]). Термин предложил G. Engel [Ibid. Р. 536]. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного (духовного) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Основные потребности человека надо не только определить, но и соеди нить между собой в действующую конструкцию, соотнести по конфигура ции, размерам, масштабам, функциональной значимости, целевой направ ленности, определить критерии нормативности. Мы представляем биопси хосоциальную, потребностно иерархическую структуру человека в образе матрешки с нормативным возрастанием масштабов потребностей от биоло гических через социальные к духовным [3]. Соотношение и иерархию потребностей можно представить в виде сек торов в круге или уровней в кубе или пирамиде (Маслоу) (рис. 1). Образ матрешки отличается тем, что он замкнутый, более жесткий и однознач ный, даже принудительный. Попытки изменить нормативное соотношение потребностей приводят к разрушению всей конструкции. Например, если внутренняя матрешка в укладке увеличится в масштабах или отклонится от оси, то это сожмет, деформирует и разорвет все последующие фигуры и раз рушит всю матрешечную укладку. 96 Биопсихосоциальная структура человека едина и универсальна Иерархия масштабов и приоритетов биологических, социальных и духовных потребностей человека всеобщая — вне эпохи, политики, национальности, религии Дух Социум Тело Рис. 1. Соотношение биологической, социальной и духовной составляющих в потребностно иерархической биопсихосоциальной структуре человека Биологическая организация человека формировалась тысячи лет. Она ста$ бильна и предназначена для обеспечения целостности и гармоничности че$ ловека в границах тела. Во все эпохи для обеспечения жизни и деятельности человек нуждался в одних и тех же строительных и энергетических ресур$ сах — воздухе, воде, еде, тепле, одежде и др. Их можно точно рассчитать по физиологическим и гигиеническим нормам на уроках биологии. Масштаб биологических потребностей жестко ограничен потребностью в поддержании внутреннего физического и химического баланса (гомеоста$ за). Как недостаточное, так и избыточное потребление даже самых полез$ ных продуктов причиняет здоровью не пользу, а вред. Избыток белков ведет к подагре, жиров — к ожирению, углеводов — к диабету и ожирению, вита$ минов — к гипервитаминозам и т. д. Установлены гигиенические нормы всех параметров помещения — температуры и влажности воздуха, освещен$ ности, интенсивности шума, вибрации, радиации и др. В процессе получения образования эти знания нужно давать учащимся и формировать у них навык добровольного ограничения потребления в соот$ ветствии с научно разработанными нормами и рекомендациями для своего же блага на основе разумного эгоизма. Биологическая составляющая жизни задана свыше, ее не выбирают. Люди, различающиеся по всем характерис$ тикам, похожи по процессу зачатия, рождения, дыхания, питания, обще$ ния, размножения, смерти. Это уравнивает людей, различающихся по фи$ нансовым, социальным, национальным, религиозным и другим признакам. Реализация этого положения в образовательной среде может быть исполь$ зована для профилактики асоциального поведения. Социальная организация жизни людей предназначена для обеспечения их целостного и гармоничного развития в пространстве всего общества. Человеку нужны семья, друзья, профессия, образование, работа, деньги, отдых, развлечения, профессиональный и социальный рост, признание и соблюдение гражданских прав и законов, государство, власть и др. Масштаб этих социальных потребностей соответствует среднему контуру в матрешке (см. рис. 1). Он больше масштаба биологических потребностей, но также достаточно определенный и меньше масштаба духовных потребностей. Людям нужна одна семья, одна любимая профессия, постоянное место работы и проживания, свой вид спорта, одна компания «старых» друзей, одна Родина, зарплата, позволяющая обеспечить запросы семьи в образова$ нии, лечении, отдыхе и т. д. Эти социальные потребности стабильны и так$ же естественным образом ограничены нижестоящими биологическими и вышестоящими нравственными потребностями человека. Но если биологи$ ческая и духовная организация человека жестко заданы свыше, то в соци$ альной организации есть свобода выбора и высокая вероятность искуше$ ний. Люди вольны выходить за разумные границы потребления — прояв$ лять чрезмерный эгоизм, жадность, агрессивность и т. п. В социальной составляющей жизни происходят революции, войны, реформы, возникают новые религии и межконфессиональные конфликты, развиваются преступ$ ность, коррупция и другие социальные феномены, разрушающие биологи$ ческую и духовную части жизни человека и общества [2]. Отрыв социальных потребностей от биологических и духовных, например алкоголизация, курение, наркотизация, азартные игры, приводит к разруше$ 97 нию соматического и психического здоровья, социальной и нравственной деградации. Это подтверждают закономерности развития всех зависимостей. Известно, что биологической потребности в приеме табака, алкоголя, наркотиков у людей нет. Употребление психоактивных веществ имеет соци$ альную мотивацию — быть «как все», присоединиться к компании, приоб$ рести желательные социальные характеристики: взрослость, самостоятель$ ность, независимость и т. д. Вследствие такой социализации разрушается биологическое здоровье — появляются похмелье, гастриты, панкреатиты, ге$ патиты, циррозы, невриты, энцефалопатии, психозы, слабоумие, и все это может привести человека к преждевременной смерти. Душевное и духовное здоровье при зависимостях от психоактивных веществ также неизбежно раз$ рушается. У потребителей развиваются эгоизм, эгоцентризм, лживость. Утра$ чиваются интересы и способности учиться, трудиться, быть социально нор$ мативными и полезными. Нарастает психическая, социальная и духовная де$ градация. Это положение также уравнивает людей, различающихся по социальным, финансовым, национальным, религиозным характеристикам (см.: [6. С. 19]). Освобождение социальных потребностей от контроля тела, души и духа закономерно и неотвратимо приводит к разрушению нормативности всей биопсихосоциальной структуры потребителя и общества, потому что неспо$ собность ограничить потребление нравственными, социальными и право$ выми нормами порождает стяжательство, преступность, имущественное и социальное неравенство, коррупцию, социальную напряженность, неста$ бильность и другие внутренние угрозы национальной безопасности. Для со$ хранения здоровья людей и стабильности общества школьников нужно учить добровольно (на основе разумного эгоизма) сохранять нормативную иерархию масштабов и приоритетов биологических, социальных и духов$ ных потребностей у себя и у других людей. Бедность большей части населения России обусловлена не бедностью страны, а дефицитом честности, совестливости, справедливости, ответст$ венности, т. е. духовных потребностей, у меньшей, неправедно разбогатев$ шей части соотечественников. Любой школьник может сосчитать, что при ежегодном вывозе из России 150 млрд долларов каждый житель страны ли$ шается 1 000 долларов. Если 60 000 руб. поделить на 12 месяцев, то каждому нашему соотечественнику можно было бы получать на 5 тыс. больше, при$ том что детские пособия в разы меньше. Такие задачи нужно решать в шко$ лах для нравственного и патриотического воспитания молодежи, формиро$ вания личной причастности к социально$экономической ситуации в стра$ не, гражданской ответственности и активности в противодействии коррупции, для возрождения совести и справедливости в обществе [1]. Духовная (душевная) организация человека предназначена для целостнос$ ти и гармоничности человека в пространстве семьи, общества, человечества и Вселенной. У нее нет биологических, социальных, территориальных и временных границ. Биологическая и социальная составляющие человека прекращают свое существование сразу после его смерти, а духовная составляющая личности живет намного дольше, пока о нем помнят люди. Есть множество примеров духовного бессмертия. В историю вошли авторы великих научных открытий, врачи, полководцы, герои, писатели, скульпторы, художники, умершие сот$ 98 ни и тысячи лет назад. Их биологические и социальные характеристики со$ вершенно не важны для потомков. У них вызывает интерес духовное насле$ дие предков, сумевших ответить на «вечные» вопросы о смысле жизни, добре и зле, любви, счастье, подвиге, точно и ярко выразить душевные пережива$ ния — чувства, мысли и образы в рукописях и творениях искусства, которые вызывают душевный отклик, воспитывают, учат, развивают, направляют и приближают их к вечным сакральным ценностям. Духовность проявляется добровольным принятием и исполнением за$ мысла Творца, создавшего человека по своему образу и подобию и завещав$ шего любовь к ближнему, как к самому себе, доброту, милосердие; ответст$ венность за детей, больных, стариков, прирученных животных, сохранение природы; нестяжательность, совестливость, справедливость; способность смело и умело защищать семью, род, веру, культуру, традиции предков, стра$ ну. Дух никому не принадлежит, его нельзя отнять или уничтожить. Это про$ явление Бога. Духовность принимается добровольно. Многим она не нужна, потому что ограничивает неправедные возможности становиться богатыми и властными. Развитие духовности, восстановление совестливости и справед$ ливости является самым незатратным и в то же время самым надежным средством устранения коррупции, воровства, наркомании, алкоголизма, тер$ роризма и других современных пороков. Это соответствует национальным традициям русского народа, которому дано предназначение быть носителем и стяжателем Святого Духа. При этом Запад предпочитает стяжать золото, «забывая» о духовных потребностях человечества [5]. В предлагаемой потребностно$иерархической, биопсихосоциальной структуре человека духовные (душевные) потребности образуют внешний контур, граничащий с Космосом, Вечностью (Богом). Духовность, а не со$ циальный и не финансовый статус определяет масштаб личности, цели и смыслы ее деятельности, стратегии и средства их достижения, оформляет всю структуру человека и общества. Идеология политической элиты Запада и современных прозападных российских чиновников ограничена рамками потребления и двойными стандартами его регулирования. В ней нет высо$ ты, простора и красоты духовной составляющей. Она двухмерная — био$со$ циальная, а не многомерная, как предлагаемая: био$психо$социальная, да еще объединенная духовностью. В этих условиях наиболее целесообразно было бы не упрощать нашу, российскую, идеологию до западного стандарта, а, наоборот, западную развивать и поднимать на самый высокий уровень российской духовности. Если не игнорировать звуковой образ слова «зап$ад», то он по созвучию ассоциируется с образами «западение» и «западня». В географическом смысле запад — направление, в котором исчезает солнце, свет и тепло, на$ чинается ночь с определенными страхами и искушениями… В политичес$ ком смысле — западня (капкан, петля на шее из советников, кольцо из во$ енных баз по внешним границам) для отнятия чужих богатств. Надо ли лю$ дям, имеющим образный язык и слух, стремиться туда и что$то переносить оттуда на территорию страны, над которой солнце в зените 9 часов в сутки и у которой крупнейшие запасы всех природных и человеческих, душевных и духовных ресурсов? Социальная составляющая жизни народа под влиянием Запада перестала соответствовать биологической и духовной, но это попра$ вимо, и преимущественно в сфере образования. 99 Потребностно$иерархический, трехуровневый, матрешечно$голографи$ ческий образ человека и общества ассоциируется с привычным образом Солнечной системы, в которой орбиты планет входят одна в другую как матрешки; с образом планетарной модели атома и экстраполируется на множество биологических и социальных структур. Этот образ имеет боль$ шие перспективы использования в образовании для устранения последст$ вий фрагментации образования реформами, интеграции человека в приро$ ду, социум, историю, культуру, вечность и восстановления естественных связей, взаимных переходов между ними, разорванных в результате реформ. Потребностно$иерархическая биопсихосоциальная структура человека является также инструментом воспитания целенаправленности, определяет стратегию, этапы и алгоритм развития и восстановления (адаптации и реа$ билитации) личности. Преодоление трудностей идет по этапам$уровням. Биологические дефициты (болезни, травмы, врожденные пороки) ком$ пенсируются достижениями в социуме. Много примеров того, что люди с ограниченными физическими возможностями реализуются и самоутверж$ даются в профессиональной деятельности — становятся успешными и вос$ требованными программистами, юристами, переводчиками и др., самосто$ ятельно решают финансовые, бытовые, семейные и другие проблемы, опе$ режая здоровых сверстников. Социальная дефицитарность компенсируется достижениями в вышестоящей духовной сфере — творчестве и религии. Духовное наполнение и развитие людей помогает преодолевать социаль$ ные и биологические проблемы, является наиболее эффективным, перспек$ тивным, мирным, гуманным, малозатратным направлением устранения основных угроз современной цивилизации — эгоцентризма, потребительст$ ва, алчности, коррупции, агрессии, терроризма, наркобизнеса и др. Потребностно$иерархическая матрешечная конфигурация норматив$ ности человека и общества задана свыше. Мир один и един для всех, надо его не делить и разрушать, а сохранять и объединяться для этого. Развитие духовности перспективно для примирения и взаимопонимания, доброволь$ ного отказа от агрессии и войн. Эти положения целесообразно включать в образовательные программы. Биопсихосоциальный подход является инструментом для анализа ре$ форм в России. Западные политтехнологи смогли сменить политическое ру$ ководство СССР, привести к власти функционеров$перевертышей с пере$ вернутой иерархией биопсихосоциальных потребностей, у которых деньги, собственность и власть стали приоритетными и самыми масштабными, а духовные (совесть, справедливость) упразднились. Они стали проводить идеологические, политические, социально$экономические и другие рефор$ мы, которые привели к криминальной революции: смене социализма капи$ тализмом, планового хозяйства — диким рынком, советского тоталитариз$ ма — либеральной демократией. У реформаторов$рыночников, эффектив$ ных менеджеров приоритетными стали деньги, собственность, власть для максимального удовлетворения личных биологических и социальных по$ требностей. Духовная составляющая из национальной цивилизационной матрицы была устранена. Слуги народа отобрали у своего хозяина собствен$ ность, превратили его в покорного слугу, устремились к личному обогаще$ нию путем ограбления обманутого хозяина (рис. 2). 100 Представленный рисунок иллюстрирует, как в результате криминальной революции и реформ единый народ стал разделенным. Большая часть прос$ того народа продолжает сохранять традиционную цивилизационную матри$ цу с приоритетом духовных потребностей над социальными и биологичес$ кими, как показано на левой половине рисунка. На правой половине пред$ ставлена перевернутая иерархия масштабов и приоритетов потребностей, характерная для класса эффективных менеджеров. Основанием для оптимизма являются важнейшие государственные до$ кументы: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [8] и государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» [9]. Высшая власть страны при$ знает допущенные ошибки и призывает сосредоточить усилия на укрепле$ нии внутреннего единства российского общества, устранении коррупции, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и ре$ лигиозной терпимости, устранении структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации, развитии человеческого потенциала. Описанные нами структурированные, наполненные знаниями, смыслами, чувствами образы человека и общества обладают большим воспитательным и образовательным потенциалом и эффективно используются в учебном про$ цессе и в психотерапии. Они соответствуют задачам актуальных государствен$ ных программ. Их можно использовать в идеологическом противодействии информационно$психологической экспансии Запада [3]. Биопсихосоциальная научная парадигма заслуживает внимания и обсуждения возможности ее внедрения в систему образования и воспитания. The article is devoted to the technology recreate holistic perception of the image of «I» and the world in the context of modern scientific biopsychosocial paradigm of personality and society. There potential educators in science$based reformatting the hierarchy of values and meanings the subjects of the educational process with the egoistic$altruistic consumer$creative. It is presented conform biop$ sychosocial approach to the basic provisions of the State program. Keywords: biopsychosocial approach, technology, scientific paradigm, the sphere of education. Литература 1. Авдюшин, Г. С. «Наша система образования теряет свой суверенитет…» [Электрон$ ный ресурс] : обращение межрегион. обществ. движения «Межрегиональное родительское собрание» к Президенту России / Г. С. Авдюшин. — Режим доступа: http://oodvrs.ru/sostoyanie_ scheta_i_raskhody/ 101 Тело Дух Тело Последствия смены приоритетов потребностей в результате реформ Дух Социум Социум Рис. 2. Переворот потребностно$иерархической матрицы человека 2. Алехин, И. А. Оптимизация организации реализации потенциала религии в воспита$ нии военнослужащих Российской Федерации / И. А. Алехин, Д.В. Шутько // Казан. наука. — 2013. — № 1. — С . 157—163. 3. Биопсихосоциальный алгоритм определения деструктивности информацион$ но$психологических воздействий / А. М. Карпов [и др.] // «Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России» : всерос. науч.$практ. конф. с междунар. участием / под ред. Н. Г. Незнанова, К. К. Яхина, — СПб., 2012. — С. 63—64. 4. История военной педагогики: структурно$логические схемы / И. А. Алехин [и др.] ; под ред. И. А. Алехина. — М., 2015. 5. Кудрявцев, Ю. М. Нужна ли образованию идеология? / Ю. М. Кудрявцев, В. Е. Уткин // Высш. образование в России. — 2003. — № 2. — С . 56—59. 6. Кудрявцев, Ю. М. Образовательно$воспитательные основы профилактики и психо$ терапии наркомании в студенческой среде / Ю. М. Кудрявцев // Вестн. Казан. технол. ун$та. — 2008. — № 5. 7. Незнанов, Н. Г. Школа В. М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме / Н. Г. Незнанов, М. А. Акименко, А. П. Коцюбинский. — СПб. : ВВМ, 2007. — 248 с. 8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президен$ та РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // Рос. газета. — 2015. — 31 дек. 9. Российская Федерация. Правительство. О государственной программе «Патриоти$ ческое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» [Электронный ре$ сурс] : постановление Правительства РФ от 30 дек. 2015 г. № 1493. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420327349 10. Engel, G. The Clinical Application of Biopsychosocial Model / G. Engel // The American Yournal of Psychiatry. — 1980. — Vol. 137, № 5. — Р. 535—544. О. В. Забелина, Е. З. Карпенко, Е. В. Кузуб