Карпов А.М., доктор медицинских наук, профессор, зав кафедрой психотерапии и наркологии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ

Иванова Л.С., автор проекта «Саровский ключ»Карпов А.М., доктор медицинских наук, профессор, зав кафедрой пИванова Л.С., – автор проекта «Саровский ключ»

Разработка интегрированного способа восстановления человека в современном био-психо-социо-духовном пространстве ХХI века, изображение №1
Фото из статьи: https://ngsarov.ru/index.php/ru/node/12896

Радикальные реформы, проведенные с СССР, явились масштабным социальным экспериментом, принесшим много испытаний и потерь для народов, завершившимся мировым системным, затяжным кризисом. Существующая стрессирующая, дезадаптирующая ситуация актуализирует потребность в осмыслении и критической оценке целей, способов и результатов реформ. Люди, жившие в СССР, сравнивают совокупность характеристик своей жизни при социализме и советской власти с соответствующими характеристиками жизни при капитализме и демократии.

Однозначно, что упущены огромные возможности для гармоничного развития страны и улучшения всех параметров жизни людей. Даже самыми авторитетными учеными и политиками Запада ликвидация СССР признана величайшей, всемирной катастрофой. Мир стал однополярным и разобщенным, утратившим духовные ценности – справедливость, ответственность, солидарность, благодарность, человечность. Это потери для всего человечества, особенно значительны и ощутимы для народа России.

Социально ответственные люди думают, как решить основную проблему — восстановить доверие и единство народа и государства.

Алгоритм решения сложных задач включает известные этапы:

  • создание идеального образа желаемого продукта – воплощения мечты;
  • определение целей и задач,
  • разработку плана, стратегий их решения,
  • подбор технологий и инструментов,
  • получение результатов,
  • анализ, оценка, обсуждение результатов
  • коррекция целей, стратегий, способов дальнейшей работы для получения оптимальных результатов.

Начать нужно с разработки идеального образа государства-мечты, национальной идеи, в котором всем хотелось бы жить. Мечта вдохновляет и мотивирует на творчество и самоотверженный труд, необходимый для воплощения мечты. Идеология СССР на ранних и средних этапах строительства социализма соответствовала этим задачам. Многие воспитательные, образовательные, информационные, культурные, социальные, управленческие технологии той эпохи можно использовать для возрождения России, с учетом современных условий.

В настоящее время, в активную фазу информационной войны, появления новых запросов и общественных лидеров, стала актуальной разработка новых способов общения с людьми, обретения их доверия, удержания внимания, восстановления единства в условиях хаоса, дефицита ресурсов времени, технического оснащения и мотиваций у участвующих. Задачи общественного и государственного лидера, выходящего на массу незнакомых людей, которых нужно мгновенно объединить, направить их внимание, мышление и волю к высокой цели, неимоверно трудны для конструктивного анализа и представления в традиционных форматах алгоритмов, способов и методических рекомендаций.

Носители таких знаний и навыков есть. Это редчайшие индивидуальности, прошедшие трудную «школу жизни», мотивированные на решение сложных психологических задач и разработку личных способов их решения, с обращением к Всевышнему, подвижническим трудом, жертвенностью, мобилизацией всех ресурсов личности и организма.

Искусство жить. Проект «Саровский ключ»

Лариса Сергеевна Иванова охотно допускает к таинствам своего жизненного и профессионального опыта и передает его современникам, выбравшим служение Отечеству высшим смыслом своей деятельности.

Геном Ларисы Сергеевны включает информацию о местах и традициях жизни предков – здоровых, красивых, свободных, смелых и умелых яицких казаков. Родилась она в годы войны, в Магадане, в месторождениях золота и его извлечения их пустых пород. С детских лет пришлось обрести опыт общения с разными людьми, справляться с недетскими психологическими задачами, развиваться по усложненной, послевоенной программе Жизни.

Она выросла красивой, здоровой, смелой, трудолюбивой, общительной и романтичной. Выбрала профессию драматической актрисы, закончила Ростовское училище искусств — театральный факультет и направлена на работу в Москву-Центр 300. Этот театр оказался не в Москве, а в Арзамасе-75 – Ядерном Федеральном Центре России, в котором создавалось уникальное ядерное оружие, для спасения человечества. Ныне — это город Саров.

В судьбе актрисы было много знаковых событий. Театр размещался в здании православного храма. Сцена располагалась в алтарной части. Это стало началом внимательного познания православия, повествований о служении великих святых, прежде всего – Серафима Саровского.

В 90-ые годы в стране произошли радикальные перемены, совершенно неожиданные для народа. Поменялись ценности. Произошло упрощение и огрубение суждений и манер поведения. Театр и искусство получили другой, рыночный, социальный заказ, ориентацию на потребительство, равзвлекательность и вестернизацию, служение другим ценностям.

Молодая актриса приняла приглашение на работу диктором местного телевидения, ведущего передачи для жителей закрытого научного городка. И началась работа в живом эфире с живыми людьми разных профессий и разного мировоззрения. Сейчас это можно определить как разработку новых информационных, воспитательных, идеологических и социальных технологий.

Главным наблюдателем за участниками передачи стала телевизионная камера, фокусирующая и фиксирующая состояние всех присутствующих и каждого в отдельности. Видеозапись дала возможность анализировать и интегрировать проявления процессов видения, слышания, чувствования, восприятия, мышления, ответного реагирования, обратной связи на слова и образы, на различные визуальные и слуховые воздействия. Участникам передачи такое положение под наблюдением телевизионной камеры, беспристрастно следящей за всеми участниками передач – врачей, педагогов, ученых, спортсменов, пионеров, школьников, родителей – было непривычно и не комфортно.

Ведь каждый участник передачи наполнен своими представлениями о жизни и ее составляющих. Разномерность этих людей нужно было мгновенно почувствовать, осознать, определить, спрогнозировать их реакции и создать из хаоса переживаний гармонию единения и доверия. Ведущий должен обрести свой уникальный опыт и способ моментальной оценки состояний каждого участника передачи по комплексу зрительных, слуховых, двигательных, дыхательных, голосовых и других проявлений. Этот динамичный комплекс элементов надо удерживать в своем внимании и через это внимание интуитивно управлять каждым участником, создавать атмосферу спокойствия, безопасности, уверенности и радости раскрытия достоинств людей. Л.С.Иванова стремилась на каждой встрече и передаче создать атмосферу соучастия ее героев. Ей это хорошо удавалось. К ней присоединялись тысячи телезрителей, ожидавших и получавших много полезных и радостных эфирных посланий. Творилось чудо. Телепередачи развивали и воспитывали горожан, сплачивали общими духовными ценностями, добрыми чувствами, конструктивными и позитивными образами, ощущением оптимизма и почтения к участникам передач и ведущей. Улучшались отношения в домах, в семьях, в коллективах и в городе, в целом. С помощью телевидения и радио Саров стал образцом культуры духовного труда и поведения. Город развивался, образовывался, воспитывался.

За 20 лет труда в прямом эфире с сотнями людей Лариса Сергеевна обрела уникальный личный опыт работы с людьми. Ей приходилось вести ежедневные эфиры на телевидении. Быть создателем и исполнителем программ торжественных мероприятий, фестивалей, конкурсов народного творчества, выявления разнообразных талантов. Кроме того, быть особо ответственной в проведении праздничных мероприятий, демонстраций, парадов, связи с воинскими подразделениями, первых встреч КВН, объединения вокально-инструментальных ансамблей в городе.

Опыт работы с массами людей уникален и достоин анализа и превращения в социальную технологию, включения в образовательные программы профессиональной подготовки специалистов в сферах управления, информации и культуры.

Лариса Сергеевна считает, что работа начинается с самой себя, с управления своими чувствами, своей душой, обретения уверенности, убеждения в своем праве выходить на массы людей, быть живым наглядным пособием для них. Должна быть абсолютная правда и искренность чувств и настроений, которые передают наши инструменты воздействия на людей – голос, слово, речь, лицо, прическа, одежда, поза, жестикуляция. Кроме звучания голоса должно действовать все тело – руки, ноги, наши кости (мощи), которые ощущаются как резонаторы и приемники вибраций связывающих нас со Вселенной, с мощью Духа. Стоящие перед массой и в массе вступают в духовный резонанс, предшествующий доверию и согласию. Ведущий ощущает резонанс вибраций своего тела с вибрациями других людей и всей Вселенной. Это этап и способ обретения человеком своего многомерного, неповторимого Я.

Ведущим инструментом является рот, который рождает слышание, соединенное с видением и осознанием того, что вещающий — образ себя богоподобного. Это наполняет себя любовью, светом, энергией. Как откровения появляются ощущения тепла, радости и нежности – божественной любви. «Я люблю мир». «Мир любит меня». Это самое ресурсное состояние, которое позволяет справляться со всем комплексом задач ведущего: найти точную интонацию, слово, жест, движение, тон, звук, звукодвижение. Тело и выражение лица должны быть адекватными, нормативными, выразительными и динамичными, привлекать и удерживать внимание зрителей и образ самой себя. Ведущий выходит за границы своего тела, в новые качественные измерения, обретает навык управления собой и своим Я. Эта работа подобна работе дирижера большого симфонического оркестра, в котором дирижер ощущает себя инструментом Вселенной. Он организатор и организован Вселенной. В этом просматривается Вселенский принцип голограммы Талбота, который принимают ведущие российские ученые – П.П. Гаряев.

Лариса Сергеевна создавала уникальные технологии и инструменты духовно-душевного раскрытия потенциала богоподобных личностей. В Саров (в «Москву — Центр 300»), разрабатывавший новейшие технологии, обеспечения безопасности России направляли на работу лучших выпускников профильных институтов Москвы, Ленинграда, Харькова и Казани. Это были молодые парни и девушки, получившие прекрасное образование и воспитание, обладавшие разнообразными талантами и желанием их проявить в работе, а также в отдыхе, в увлечениях спортом, поэзией, литературой, музыкой, театром, общением, встречами в которых люди эмоционально раскрывались, знакомились, влюблялись, а затем создавали семьи. Молодые люди с большим интересом приходили на встречи с поэтами и композиторами, с артистами и с известными учеными. В городе активно работали дворцы культуры, театры, стадионы, музеи. Лариса Сергеевна с большим увлечением организовывала концерты, в которых профессионально «засекреченные» ученые охотно, под своими именами участвовали в концертах, творческих конкурсах, в КВН, в физкультурных мероприятиях. Л.С.Иванова стремилась показать личностные достоинства людей, повысить их самооценку, уверенность, вдохновить на гармоничное развитие и увлечь этим других. Она самостоятельно, интуитивно разрабатывала социально-психологические, образовательно-воспитательные технологии, которых тогда не было. Она даже не осознавала, что являлась новатором в этой сфере. С годами из этого богатого опыта духовного труда сложился ее авторский творческий проект «Саровский Ключ», как «инструмент», совокупность психологических и педагогических приемов, открывающих двери и окна для входа в пространство света, доброты, чести и справедливости. Но этот ключ не предмет из металла, а живой человек, одаренный талантом соединять дары Отца небесного и Родины-матери, советского воспитания и образования, вклада тысяч людей в его формирование.

Саровский Ключ рождает также образ источника чистой, прозрачной, живой воды, необходимой для жизни всего живого, утоляющий жажду и смывающий грязь. В этом образе Саровский Ключ утолял потребность горожан в глотках чистой воды и «промывании» органов видения, слышания и понимания.

Сравнение объема и качества труда телеведущего советской эпохи с аналогичными характеристиками современного телевидения, обнаруживает большие различия. Тогда ценности работников телевидения, смыслы и цели были духовными, доминировали патриотизм, коллективизм, служение Идеалу, общему для ведущих и зрителей, ответственность, честность, бескорыстие. Требования к себе, к своему профессионализму и качеству работы были высочайшими. Служебные нагрузки у Л.С.Ивановой были максимальными, не нормированными. А дома всегда ждала семья – муж, дочь и сын, 3 внучки. Зарплата у телеведущей была бюджетная, «средняя» для служащих. Награды за служение были преимущественно не материальными, а моральными.

В эпоху реформ ценности, смыслы, цели и технологии работы телевидения радикально изменились. Приоритеты рынка, коммерциализация, частная собственность на средства массовой информации, ориентация зрителей на потребительство, реклама, развлекательность, изменили запросы к характеристикам работы и личностей ведущих. Значимыми стали зрелищность, доходность, служение работодателю-выгодополучателю. На экране кроме ведущих десятки других лиц, сложные конструкции оформления студий (декораций) с цветными и мигающими подсветками, короткими, рваными музыкальными вставками, с делением экрана на несколько секторов, в которых параллельно демонстрируются разные сюжеты. Внимание, восприятие, мышление, сознание трудно концентрировать и удерживать, и соответственно, понимать. Увеличивается хаос и стресс у зрителей. В передачах с обсуждениями участники и ведущие вынуждены говорить быстро, эмоционально, выразительно, перебивать друг друга, ограничиваться короткими суждениями. Нередко, все остаются при своем мнении, и часовые бурные обсуждения с разнородными вставками вызывают у телезрителей утомление, раздражение и сожаления о потерянном покое и времени.

Сейчас большинству людей стало понятно, что ценности и технологии современного телевидения не выражают интересы народа. Молодое поколение предпочитает получать информацию через смартфоны, избирательно, без рекламы и пропаганды.

Для возрождения интереса к телевидению, наверное, нужно, чтобы в него пришли профессионалы. Тогда опыт Ларисы Сергеевны станет интересен, и она сможет передать его нашим соотечественникам.

Отметим, что и в те годы, самой большой и трудной задачей для Л.С.Ивановой было защищать талантливых, творческих людей, помогать им развиваться и раскрываться, становиться профессиональными и заслуженными артистами, работниками культуры, знаковыми и уважаемыми персоналиями города.

Реформы 90-х годов причинили большую психологическую травму нашим соотечественникам. Принцип «разделяй и властвуй» работал по всем направлениям. Сверхзадача, поставленная от имени государства: воспитывать не творцов и героев, а квалифицированных потребителей, вызывала недоумение. Терялись традиционные смыслы воспитания и образования, насаждался эгоизм и эгоцентризм, изживался коллективизм и другие «пережитки» коммунистической идеологии. В то время произошел рост наркотизации и алкоголизации молодежи.

Но социально ответственные соотечественники повели поиск спасения молодежи от растления. Актуализировались духовные запросы. Люди думали, как жить, каким быть, какие ценности предложить, как сохранить вековые традиции жизни семьи и школы. В поиске проживала и Л.С.Иванова.

Она взяла во внимание то, что в научном центре России Новосибирске в 1989 г. были созданы Союз борьбы за народную трезвость (СБНТ) под руководством академика-хирурга Ф.Г.Углова и Союз духовного возрождения Отечества (СДВО) под руководством философа и экономиста М.Ф.Антонова. Появились программные документы, объединявшие и направлявшие энтузиастов. По всей стране возникали клубы здорового образа жизни (ЗОЖ), в которых познавались проблемы духовного и нравственного здоровья, а также ценность трезвого образа жизни и физической культуры. Популярными стали труды ученых Г. Углова, Г.А.Шичко, Н.М.Амосова, Луки Войно-Ясеенецкого, В.М.Бехтерева и др., раскрывавших сущность сложных понятий Дух, душа, тело, взаимосвязи между всеми составляющими жизни и здоровья. Уточнялись представления о предназначении Человека и его идеальном образе. Л.С. Иванова активно участвовала в многочисленных съездах, конференциях, семинарах, слетах по проблемам духовного здоровья населения, проходивших по всей стране. Она много слышала, видела, фотографировала, записывала в блокнот и на микрофон суждения и предложения достойных людей. Эти материалы она накапливала и систематизировала для дальнейшей работы с детьми и родителями. Поиск ответов на эти вечные вопросы породил интерес к житиям святых, их живому примеру гармонии духовных, социальных, психологических и телесных составляющих жизни.

Опираясь на пример нашего великого соотечественника Преподобного Серафима Саровского, Лариса Сергеевна Иванова разрабатывала свой проект «Саровский ключ». По содержанию это — Интегрированный Способ воспитания Образа Личности средствами массовой информации (СМИ) и коммуникациями. Проект раскрывает новый словарь образного мышления; богатство голосовых и речевых интонаций через звукодвижение; осознание самоорганизующейся личности; обретение единства восприятия, чувств, мыслей, воли, ума, памяти и сознания; образ человека уникальной ценности.

Запрос на новые технологии воспитания нового поколения детей — детей нового, трудного для родителей, семей и учителей времени, осознали многие, в том числе администрация города Сарова. Руководитель департамента культуры, заслуженный работник культуры России Татьяна Ивановна Левкина создала уникальное экспериментальное учебное заведение для подростков – профессиональное творческое училище искусств (ПТУИ) с театральным, танцевальным, фольклорным, ремесленным, керамическим, художественным, «вышивальным» отделениями. Т.И.Левкина направила Ларису Сергеевну Иванову в ПТУИ на театральное отделение на должность куратора курса, на который принимались подростки 10-11 лет и обучались по 3-х летней программе.

Началась увлекательная экспериментальная деятельность Л.С.Ивановой. Соединив опыт работы в театре, на телевидении, радио, в прямом эфире, в клубах здорового образа жизни, встреч с великими учеными-патриотами России, радевшими за Державу, она находила новые формы работы с детьми для развития их самосознания, патриотизма, любви к семье, к дому, к родному очагу, к Родине. Собранные за всю жизнь познания о людях в живом эфире, с фотографиями, видео и аудиозаписями стали основой для экспериментального «театра мудрости Саров». Встречи и репетиции проходили в доме Ларисы Сергеевны с обязательной видеосъемкой, чтобы в обратной связи дети видели себя и формировали культуру обратной связи.

В Конституции Российской Федерации 2020 г. государственной идеологией обозначен патриотизм и поставлена задача патриотизации деятельности всех государственных служб и учреждений, в том числе, в системах образования, воспитания, культуры, искусства, науки. Для выполнения этих задач будет интересен опыт Л.С.Ивановой

Л.С.Иванова придумала и внедрила методику обратной связи с учащимися в форме записок и посланий в мешочки-ладанки. На занятиях детям давалось творческое домашнее задание описать, изложить словами свои чувства, побуждения, образ своего прогнозируемого поведения, ожидаемого ответного реагирования на него родителей или друзей. Дети охотно и увлеченно погружались в эти задания.

Ни Лариса Сергеевна, ни дети не осознавали того, какие сложные и полезные процессы происходили в их мозге. В процессе выполнения заданий в головном мозге повышалась активность миллионов нервных клеток, между ними возникали химические и электрические контакты, рождались электрические импульсы, целенаправленно распространявшиеся по нейронам. Удлинялись нейронные цепочки, в мозге формировались новые функциональные системы, происходило улучшение интеграции и взаимосвязей между всеми психическими функциями – воображением, восприятием, мышлением, эмоциями, волей, памятью, сознанием. Развивались связи между правым и левым полушариями головного мозга, между корой и подкоркой и т.д. В результате выполнения таких заданий происходило развитие всех функций мозга и их интеграция, а также формирование лучших человеческих качеств – способности понимать себя и людей, объединяться с ними для достижения общих, более высоких и высших нравственных ценностей. Сейчас это мы определяем как правильный, четкий алгоритм воспитания и образования гармоничных людей, соответствующий био-психо-социо-духовной матрице человека с нормативным и естественным возрастанием потребностей от биологических через психологические, социальные к духовным. Это базовая матрица, задана свыше. Она соединяет ресурсы и потребности людей в единую смысловую, ценностную, социальную, психологическую конструкцию, образует из индивидуумов семьи, коллективы, социальные группы и нацию в целом. Это классическая, традиционная для России, проверенная во множестве испытаний идеология и технология воспитания патриотизма, коллективизма, ответственности, справедливого устройства общества и сильного государства.

Записки Лариса Сергеевна прочитывала дома, в ночи. Нередко плакала, сопереживая детям, и писала ответные записки с отрадой и утешением. На занятиях дети озвучивали записки, подбирая нужные слова и интонации. Возникало обсуждение, высказывались личные чувства и мнения, пожелания и советы. По форме и содержанию эта психолого-педагогическая методика имеет сходство с групповой психотерапией. Улучшалось душевное состояние детей. Развивалась способность к творчеству и сопереживанию, к соучастию, к образному, духовному, конструктивному и позитивному мышлению, к осознанию того, что Человек — Бог. Отношения между детьми в классе, детьми и родителями дома, улучшались, углублялись, становились более искренними и содержательными.

Эта методика — готовая, мощная альтернатива современным информационным, цифровым технологиям оглупления (дебилизации), упрощения (деградации), разобщения (шизофренизации) психики, личности и поведения детей. Реформированием и цифровизацией образования детей извлекли из реального мира и вынудили погрузиться в виртуальный мир. Дети не выпускают из рук смартфонов. Однако, контакты через гаджеты искажают и разрушают функции мозга, многомерное человеческое общение заменяется упрощенным, поверхностным, формальным псевдо-общением, предельно кратким информированием через WhatsApp и СМС, которое не удовлетворяет потребностей детей и родителей в живом, искреннем общении.

Методика обучения учащихся с введением творческих заданий и процесса письма заслуживает внимания и поддержки учителей и психологов. По форме и содержанию она имеет сходство с методикой прояснения сознания, самовоспитания Г.А.Шичко, включает современные представления о волновой генетике П.П.Гаряева.

Процесс письма обладает уникальным психофизиологическим ресурсом. Он активизирует все психические функции – мышление, память, интеллект, внимание, восприятие, волю, эмоции, сознание, интегрирует их и направляет на цель – понимание себя, своих задач и их решения.

Российский биолог П.П.Гаряев с 80-х годов ХХ века проводил исследования волновых свойств генома, в результате которых установлено, что последовательность нуклеотидов в ДНК является речеподобной, структурированной как текст, а генетический аппарат строит ДНК-овые фразы. Подтвердилось утверждение Евангелия от Иоанна: «В начале было слово. И слово было у Бога. И слово было Бог». П.П.Гаряев в выступлениях расставляет акценты по-своему. Слово – информация, смыслы и образы Вселенской голограммы, объективные законы мироздания, по функциональным проявлениям соответствуют понятию Бог. Слово – первичный элемент и инструмент для сотворения всех конструкций. Оно божественно, создает все из «ничего».

Установление сопряженности слов и генов позволило сформировать новые представления о материальных механизмах воспитания, обучения и психотерапии. Если частотно-волновые и смысловые характеристики слов воспитателя (врача) совпадают с частотно-волновыми характеристиками генов учащегося (пациента), и смыслами его запросов, то гены учащегося (пациента) активизируются, и в его организме, кроме получения информации, начинаются материальные процессы на уровне молекулярных, химических, физических реакций в клетках, органах, системах и т.д., которые проявятся как улучшение психического и соматического состояния. То есть, воспитание, обучение и психотерапия, материалистичны.

Л.С.Иванова об этом не имела информации, но ее личный опыт работы словом, речью, голосом и образом, а также интуиция «помогли» ей с большим опережением науки разработать мультидисциплинарную методику воспитания и образования, интегрирующую образование, воспитание, психофизиологию и волновую генетику.

Результаты этой работы привлекали внимание специалистов. Опубликована статья «Возвращение утраченного» в общественном литературно художественном журнале «Нижегородская провинция» и многочисленные отзывы. Редактор журнала – член союза писателей России Л.Ковшова.

Л.С.Иванова часто встречалась с людьми разных профессий, с руководителями и коллективами кафедр множества институтов — педагогических, медицинских, культуры, со студентами и преподавателями педагогических и медицинских училищ, с мэрами городов, с лидерами общественных организаций, с журналистами, с духовенством по всей стране. Для всех она была интересным и запоминающимся собеседником.

В этих встречах уточнялся ответ на запросы народа. Что будет дальше? Выдержит ли Россия, русский народ, испытания чуждыми ему ценностями капитализма и рынка, разгромными реформами образования, информации, культуры, здравоохранения и других сфер жизни.

Положительный ответ она нашла в творческой, исследовательской работе с детьми. Читая и проживая сочинения детей на разные темы, она обнаружила, что у детей имеются сформированные нравственные потребности, ответственность не только за себя, но и за своих родителей и за страну, любовь к родителям и к Родине.

Перспективы у России есть. Культурный и духовный код нашего народа, запечатленный в ДНК, сохраняется. Длительное, системное, «высокотехнологичное» воспитание квалифицированных потребителей, индивидуализма, прагматизма, лидерства, конкурентоспособности, успешности, не заблокировало духовных ценностей и потребностей у детей. Дети, выросшие в эпоху разрушения нравственности, морали и Духа, в закрытом городе, выразили приверженность к высшим, традиционным национальным духовным ценностям, тем самым утверждая, что жизнь – самая высокая ценность на земле. В новом, начатом в 2023 г. проекте «Три минуты добра», Лариса Сергеевна провела на телевиднии г.Сарова канал 16 важную и интересную тематическую встречу детьми, отвечая на вопросы «Что вы испытали» и Что вы открывали» в процессе передачи, ответ был мудрый и глубокий – ДОВЕРИЕ. Этот ответ свидетельствует о том, что между автором передачи и детьми возникла духовная связь возможность развивать сотворчество с детьми и их родителями в сегодняшнем, тревожном времени. В природе поиска ответа родителей за запросы автора проекта «Три минуты добра» и обсуждения ответа детей с их родителями, Лариса Сергеевна пригласила родителей на общую встречу на телевидении для обсуждения образа доверия в семье, в доме, в родной стране. Наш президент обозначает восстановление традиционных духовных и нравственных ценностей в новую цивилизацию. Верим, что встреча с родителями состоится. Продолжение следует…Три минуты добра внея всякого сомнения принесут благо. Такое нынче новое время.

Таким образом, Саров является лабораторией разработки новейших комплексных образовательно-воспитательных технологий, соотвествующих современной био-психо-социо-духовной парадигме.

Гражданин России Серафим Саровский наработал духовный опыт обретения святости, который служит образцом духовного преображения. На этом же сакральном месте великие ученые России были включены в создание атомного проекта для спасения Родины. Идея проекта «Саровский ключ» — это духовный щит от современных угроз.

В заключение приведем «Благодарную Грамоту Сарову от мудрых детей Сарова» курса Л.С.Ивановой. Пожелание от выпускников экспериментального театрального курса ПТУИ г.Сарова – Проекту Саровский ключ Л.С.Ивановой – жить, развиваться и крепить, обогащать духовной и нравственной культурной памятью и славить человека творца в ХХI веке

Благодарны Сарову!

И — НАВЕКИ – ЗДЕСЬ ПУСТЬ

ВСЕ ПОТЯНУТСЯ К КРОВУ,

ЧТО ЗОВЕТСЯ ЛАРУСЬ (Ласковая Русь)

(столица божьего ума)

Саровские мудрецы 1995-1999 гг.

Литература

  1. Иванова Л.С. Возвращение утраченного. Ж. Нижегородская провинция. 2005 .№ 1 (8) 58-62
  2. Иванова Л.С. Театр и TV. Ж. Нижегородская провинция. 2016 .№ 1 (17) 65-66.