А.М.Карпов, М.В.Белоусова. г.Казань

Биопсихосоциальная концепция человека, признающая триединство биологической, психологической и социальной составляющих в его природе, в настоящее время стала общепринятой. Она согласуется с религиозными представлениями о человеке, воплощающем тело, душу и дух. Всемирная организация здравоохранения позиционирует те же 3 слагаемых здоровья человека: физическое, душевное (духовное) и социальное благополучие. Эти слагаемые нужно соединить между собой. Это можно сделать различным образом – как секторы в круге, как уровни в пирамиде (Маслоу) и др. А.М.Карповым предложена экстраполяция слагаемых человека на одноименные потребности — биологические, социальные и психологические (душевные и духовные) и соединение их в форме матрешки или голограммы, а также введен принцип нормативной иерархии масштабов потребностей человека от биологических через социальные к психологическим и духовным.[ ] Рисунок № 1. Эта потребностно-иерархическая концепция человека придает конкретность, однозначность и жесткость для оценок нормативной конфигурации и направленности личности.


Рисунок № 1. Соотношение биологической, социальной и духовной составляющих в потребностно-иерархической биопсихосоциальной структуре человека

Биологические потребности предназначены дляобеспечения целостности и гармоничности человека в границах организма. Это потребности в воздухе, воде, еде, тепле, одежде, жилье и др. Их масштаб ограничен запросами поддержания внутреннего физического и химического баланса (гомеостаза) и саногенеза.

Социальные потребности предназначены для обеспечения гармоничной интеграции человека в пространстве общества. К ним относятся потребности в наличии семьи, друзей, профессии, образования, работы, денег, средств, связи, развлечений, профессиональном и социальном росте, признании и соблюдении гражданских прав и законов и др. Масштаб этих социальных потребностей соответствует среднему контуру в матрешке. Они естественным образом ограничены нижестоящими биологическими и вышестоящими духовными (нравственными) потребностями человека.

Духовные потребности предназначеныдляинтеграции в пространство человечностиЗа тысячи лет существования и развитиялюди осознали, что им необходимо ввести в отношения между собой нравственные понятия добра и зла, справедливости, ответственности и др.

К духовным потребностям относятся справедливость, совесть, честь, долг, ответственность за детей, больных, стариков, прирученных животных, сохранение природы, патриотизм, почитание родителей, предков, веры, культуры, традиций, защита страны. и др.

Потребностно-иерархическая, биопсихосоциодуховная концепция человека с возрастанием масштабов потребностей от биологических через социальные, психологические к духовным стала применяться как инструмент для оценки нормативности личности. Исследователи, использовавшие ее в своих разработках, признавали, что она позволяла обеспечить конструктивность, комплексность, мультидисциплинарность, системность и последовательность на всех этапах работы. В настоящей статье предпринята попытка применить биопсихосоциодуховный подход к сравнению характеристик 4-х поколений наших современников.

В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус создали теорию поколений («Generations»). В 2003 – 2004 гг. Евгения Шамис с соавторами адаптировала теорию поколений для России.

Н.Хоув и В.Штраус выделили 4 архетипа поколений («пророки», «странники», «герои» и «художники»), которые циклично сменяют друг друга. Согласно данной теории, каждые 20 – 25 лет рождается новое поколение людей, имеющих сходные черты характера, привычки и особенности.

Теория Хоува – Штрауса утверждает, что формирует и определяет поколение не только и не столько — возраст людей (биологическая характеристика), сколько их жизненные ценности (социальные, психологические и духовные), а также основные исторические и экономические вехи переживаемой ими эпохи, которые и способствовали кристаллизации жизненных приоритетов. По мнению Жана Кондорсе (1743 – 1794), «поколение – это не только группа ровесников, это общность людей, имеющих сходный склад ума, объем положительных знаний и уровень нравственного совершенства». То есть, совокупность биопсихсоциальных характеристик.

Людей одного поколения роднят не только переживаемые его страной в данный момент события, кризисы, победы, достижения, влияющие на жизнь каждой семьи. Их объединяет и «идеология момента», находящая отражение в передовицах газет и новостных программах телевидения, в любимых кинофильмах и популярной музыке.

В настоящее время в нашей стране проживают и активно взаимодействуют между собой представители 4 поколений:

— «Поколение «Беби-бумеры» – родившиеся с 1943 до 1963 гг.

— Поколение X («Странники») – родившиеся с 1963 до 1984 гг.

— Поколение Y («Миллениалы») – родившиеся с 1984 до 2004 гг.

— Поколение Z (IGEN) – родившиеся с 2004 и далее.

Поколение «Беби-бумеры»

Люди старшего поколения — «беби-бумеры», которым сейчас 57 – 75 лет, формировалось в послевоенные годы. Победа в Великой отечественной войне, выдающиеся примеры героизма, патриотизма, коллективизма, мужества и самоотверженности воинов и тружеников тыла, способствовали развитию у поколения детей победителей следующих характерных особенностей:

— ориентация на совместную продуктивную работу, коллективный труд, сплоченность и умение эффективно работать в команде – люди старательны в работе, стремятся сделать ее качественно, понимая, что их результат отразится на успехе общего дела, считают себя частью единого слаженного механизма, не стараясь стать «главным» в ущерб другим;

— их действия регламентированы правилами и указаниями, они законопослушны и предпочитают действовать «как должно»;

— они консервативны и отдают предпочтение тому, что знакомо, известно, общепринято;

— их отличает жизнелюбие, оптимизм, энергичность, активная жизненная позиция и желание «быть в форме»;

— им свойственно не замыкаться на собственных проблемах, переживаниях, делах – они охотно помогают другим, участвуют в общественной жизни, становятся волонтерами «по призванию», стремятся приносить пользу и находят в этом для себя удовольствие, радость и смысл;

— у них много сформированных и успешно реализуемых в жизни навыков, которые они адаптируют под меняющиеся условия жизни;

— они заботятся о собственном здоровье, стремятся к активному долголетию, интересуются оздоровлением и методами традиционной медицины, чтобы сохранять привычный образ жизни и независимость.

Спектр характеристик поколения представляется гармоничным и нормативным. Развиты потребности всех модальностей – биологические, социальные и духовные. В иерархии масштабов потребностей высшими являются духовные – чувство долга, ответственность, забота о людях, бескорыстность, готовность к волонтерству. Духовные потребности реализуются в социально нормативном и полезном поведении, естественном коллективизме, сотрудничестве, взаимопомощи, надежности в отношениях. Для сохранения трудовой и социальной активности они стремятся сохранять и укреплять здоровье.

Поколение X («Странники»)

Люди поколения «странники»,которым в настоящее время 35 – 56 лет.

Характерные черты представителей этого поколения сформировались в 70-80-е годы ХХ века – период развитого социализма в СССР, наличия блока социалистических стран, высокой мотивации добиться больших успехов в экономике, социальной и духовной сферах, чтобы сохранить независимость и доказать преимущества социализма над капитализмом:

— это дети вечно работающих и увлеченных работой родителей, рано повзрослевшие и ставшие самостоятельными; они самодостаточны и надеются прежде всего на себя и на свои силы;

— это «одиночки», нацеленные на личный успех ценой упорной и ответственной работы, которой они готовы посвятить значительную часть своей жизни;

— они реалисты и прагматики, готовые платить за собственное удобство и скорость получения услуг;

— они придают большое значение полученному образованию, которое помогает им быть адаптивно гибкими и быстро приспосабливаться к вызовам времени;

— для этих людей важны стабильность и постоянство; они могут «начинать с нуля», они готовы к длительному карьерному росту, если видят желаемую цель и знают способ достичь ее ценой своих усилий;

— для них важно равноправие полов, отказ от прежней иерархии семейных ролей («муж – кормилец», «жена – домохозяйка, ответственная за быт»), это поколение, в котором появились успешные бизнес-леди, доказавшие, что в работе они в состоянии конкурировать с мужчинами; поколение, когда супруги стали «партнерами» – по работе (семейные фирмы), бизнесу и финансовым вопросам, адекватному распределению домашних обязанностей (их выполняет «по договоренности» тот, кто меньше занят, меньше устал, меньше работает, или специально нанятый человек и т.д.);

— представители этого поколения расценивают здоровье как условие высокой работоспособности и не позволяют себе «поболеть», «отлежаться», а при возникновении заболевании снимают проявления симптомов и гасят остроту ситуации (иногда за счет самолечения), не давая себе возможности отдохнуть, пройти полноценный курс терапии и последующей реабилитации.

— высокая потребность в безопасности, защите личного пространства, оберегании личностных границ (как реальных, так и виртуальных);

— ощущение своей миссии, понимание смысла происходящего и своей роли в нем, ощущение ценности и востребованности того, что делают;

— быть профессионалом во всем, достигая высот и признания в выбранной ими профессии.

Спектр потребностей этого поколения отличается от предыдущего доминированием социальных потребностей, мотивацией улучшать качество жизни, личного материального благосостояния, комфорта. Потребительские ценности способствовали мотивации получать образование, много и эффективно трудиться, инвестировать в будущее, в детей, экономить на отдыхе. Доминирование коммунистической идеологии обязывало соблюдать социальные, культурные и нравственные нормы. При этом снижался уровень коллективизма, бескорыстного энтузиазма, актуализировался прагматизм, индивидуализм, карьеризм. Появилась тенденция к расслоению общества по имущественным, финансовым, социальным и административным характеристикам.

Поколение Y («Миллениалы»)

Люди поколения «Миллениалы»,родившиеся на рубеже 3 тысячелетия, которым в настоящее время 15 – 35 лет. Формирование этого поколения происходило в период «застоя» экономического развития, интенсивной идеологической войны, ослабления коммунистической идеологии, перестройки, распада СССР, тяжелых социально-экономических реформ, приватизации, перехода к рынку, демократии, сопутствующей деидеологизации и депатриотизации. Массивная моральная и социальная травматизация населения компенсировалась появлением новых свобод, возможностей, технологий, компьютеров, социальных сетей и т.д.

Характерные особенности представителей этого поколения:

— это поколение, в жизнь которого пришли цифровые технологии, гаджеты и социальные сети. Они открыли доступ к разнообразной информации, создали возможность осваивать новые навыки, изучать иностранные языки, общаться в чатах «по интересам» с людьми из разных стран. Границы мира, границы личностного пространства стали для них проницаемы, что определило их высокую контактность, которая зачастую отличается «легковесностью» и беспечностью, им свойственен широкий круг знакомств «без обязательств» и быстро меняющиеся интересы, хобби, увлечения. Но на смену периода высокой внешней контактности приходит желание изоляции от «всевидящих глаз мира», поэтому миллениалы любят тайны и закрытые сообщества;

— представители этого поколения ориентированы на быстрое профессиональное развитие своих навыков, но не привязаны ни к профессии, ни к месту работы, они трудно адаптируются к иерархии и четко простроенной субординации, необходимости соблюдать регламент. Они любят критиковать, у них нет героев и авторитетов, но есть кумиры. Они меняют правила взаимодействия с миром, деятельны, независимы и предлагают новые возможности для решения старых проблем;

— коллективизм и взаимопомощь прежних поколений сменился индивидуализмом, стремлением к личному комфорту с минимальными затратами труда и времени, сохранению свободы для саморазвития. Им свойственно оттягивание перехода во взрослую жизнь, ответственности за себя, свою семью, своего ребенка;

«миллениалы» имеют высокие запросы на качество потребеления, следят за мировыми тенденциями, знают бренды, для них важен имидж, надежность выбираемой марки и ее престижность;

Спектр потребностей этого поколения переформатирован. Духовные запросы не актуальны. Преобладают индивидуализм и прагматизм, личная свобода и комфорт. Владение ресурсами компьютерных технологий, социальных сетей дает возможности быстро получать желаемое, обеспечивать высокий уровень потребления, удовлетворения биологических и социальных потребностей при минимизации собственных усилий.

Поколение Z (IGEN)

Люди поколения Z (IGEN),дети, которым в настоящее время меньше15 лет.

Это поколение формируется в условиях системного кризиса цивилизации; политической, экономической и социальной нестабильности, интенсивной информационно-психологической войны, локальных войн, роста имущественного и социального неравенства, расслоения общества на богатых и бедных и по другим признакам. Реалии современной жизни заставляют родителей с целью обеспечения безопасности детей ограничивать их свободу, сопровождать на занятия по школам и кружкам, лишая возможности самостоятельно гулять и перемещаться по городу.

Для детей этого поколения характерно приятие контроля. Они понимают его причину и не стремятся избавиться от него; это не «дети улицы», это «дети процессора»;

— их жизнь протекает online, они хорошо взаимодействуют с технологиями, осваивая их не по инструкции, а по наитию, и не мыслят мира без гаджетов. Это связано не только с ранним знакомством с гаджетами (на первом году жизни), и, соответственно, ранним и быстрым формированием зависимости от них, но и от активной имитации образа жизни родителей, погруженных в смартфоны и ноутбуки. С учетом экспансии гаджетов в дома и семьи, детство таких детей, как правило, безальтернативно техногенно, им трудно придумать для себя развлечение, занятие, времяпровождение вне контакта с гаджетом;

— частое и длительное (а порой и бесконтрольное) пребывание в интернете, «погружение» в компьютерные игры, многочасовое общение в чате с малознакомыми виртуальными собеседниками вызывает иллюзию стирания границ между реальной жизнью и виртуальным миром, с преобладанием «желательности» виртуальной жизни;

у них клиповое мышление, они формируют субъективные оценки происходящего, исходя из того, что видят, чувствуют, осознают в настоящий момент, полагаясь прежде всего на собственный опыт

— им свойственно «растягивание детства» («неотения»), как периода накопления информации о мире;

— они не любят физический труд, занятия, требующие дополнительных усилий, предпочитают краткосрочные усилия с высокой результативностью, склонны совершать покупки, заказывать еду, учиться – через интернет;

— им свойственна быстрая адаптация к новым условиям, когнитивная гибкость, высокая скорость обработки информации;

— они не тяготятся одиночеством, не стремятся активно поддерживать дружеские отношения, иметь стойкие привязанности; они ориентированы на краткосрочное целевое взаимодействие со сверстниками (могут объединиться для решения задачи, игры, прохождения квеста и, достигнув желаемого, снова разойтись);

— для них важно самовыражение, саморазвитие, поиск занятия, которое интересно «здесь и сейчас»; выбор ими профессии скорее соотносится не с ее востребованностью и престижностью, а в большей мере обусловлен интересом и желанием заниматься тем, что нравится;

— для представителей этого поколения важно мнение кумиров – блоггеров, друзей из социальных сетей и иных виртуальных сообществ, и это мнение порой воспринимается без должной критики, как единственно верное и не подлежащее сомнению.

Биопсихсоциодуховная конфигурация потребностей этого поколения пока не сформировалась, но уже видно, что духовные потребности в ней не обозначены. Коллективизм не заложен. В социальных потребностях преобладает индивидуализм и эгоцентризм. Дети владеют компьютерными технологиями, доступом к информации, социальным сетям, но цели использования этих ресурсов ограничиваются получением личных виртуальных удовольствий. Биологические потребности становятся более изощренными и искусственными, снижается физическая активность.

Анализ изменений конфигурации биопсихосоциодуховной структуры человеческих потребностей у 4 поколений современников обнаруживает, что происходит переформатирование человечества. Снижается актуальность и масштаб духовных потребностей. Социальные потребности упрощаются. Связи между людьми становятся поверхностными, «одноразовыми», потребительскими. Растут индивидуализм, инфантилизм, виртуализация. Биологические потребности становятся более искусственными, снижается качество соматического, психического и духовного здоровья людей.

Список литературы:

  1. Карпов А.М. Здравствуйте, если хотите /А.М.Карпов. Казань, 2008. — 224 с.

2. Михаил Бакунин ПОКОЛЕНИЕ Z https://bakunin.com/pokolenie-z.

3.Тарасенко Д.Н., Лекаца А.Н. Проблема «отцов» и «детей» в современном обществе//Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 962-963;

4.Теория поколений: X, Y, Z – кто они https://rulesplay.ru/articles/teoriya-pokoleniy-x-y-z-kto-oni.

5.Теория поколений: как в рекламе найти общий язык с любой аудиторией. Екатерина Одеркова https://texterra.ru/blog/teoriya-pokoleniy-kak-v-reklame-nayti-obshchiy-yazyk-s-lyuboy-auditoriey.html (дата запроса 16.05.2019).

6.Эл.ресурс: https://www.km.ru/stil/2013/10/18/deti/723265-problema-ottsov-i-detei-gde-vykhod.