Карпов Анатолий Михайлович

Профилактика зависимостей от алкоголя, табака, наркотиков в нашей стране проводится более века, имеет богатый опыт и традиции, однако характеристики современной ситуации распространения зависимостей среди подростков, отмеченные Президентом В.В.Путиным, требуют разработки новых стратегий и методик их профилактики.



Профилактику зависимостей в России осуществляют тысячи специалистов, работающих в разных ведомствах — образования,

здравоохранения, молодежи и спорта, полиции, массовой информации, культуры, на всех уровнях власти, в общественных, религиозных организациях и др. Массовость и разнообразие направлений и форм профилактической работы – радует всех, но общая результативность профилактики существенно снижается ее недостаточной интеграцией. В одном и том же информационном, культурном, политическом, социальном и экономическом пространстве, в одно и тоже время сосуществуют и профилактика зависимостей и навязывание наркоманско-алкогольного стиля жизни.

На уроках и лекциях по профилактике подросткам говорят о вреде алкоголя, табака, наркотиков для организма и личности, о предпочтительности здорового образа жизни. Эти знания, безусловно, необходимы. Однако, нужно учитывать возрастные особенности психофизиологии подростков, их мотиваций к восприятию знаний и их реализации в жизни. Рациональные составляющие профилактики адресуются к корковым функциям, которые формируются к 18-20 годам, то есть подростки еще недостаточно готовы к усвоению рациональной профилактики. В их возрасте преобладает активность подкорки – инстинктов, эмоций, мотивации, влечений. В подростковом возрасте преобладает эмоциональное, инстинктивное, пищевое, половое и элементарное социальное поведение. Они склонны к свободе, протестам против ограничений, к группированию со сверстниками, к подражанию лидерам и кумирам.

Какие личности и персоны, какие их характеристики воздействуют на эмоции, инстинкты и мотивации современных подростков?

Вопрос принципиально важный, определяющий выбор целей, методов и стратегий развития молодежи, будущего страны. В советское время государство к этому относилось ответственно. Был наработан огромный положительный опыт системного, дифференцированного, научно обоснованного идеологического воспитания молодого поколения по ступеням – октябрята, пионеры, комсомольцы. Обучение сочеталось с воспитанием, развитием социальных навыков, ответственности за себя, коллектив и страну. В

воспитании подростков и молодежи участвовали выдающиеся педагоги, психологи, ученые, поэты, писатели, музыканты, композиторы, артисты, спортсмены, воины, труженики, политики. Образ героя, с которого подростки брали пример для себя, формировался всем обществом — семьей, школой, кино, телевидением, литературой, средствами массовой информации. Все взрослые соотечественники чувствовали себя ответственными за будущее страны, отеческое и материнское отношение распространялось не только на своих родных детей, но и на всех детей страны. Ощущение страны Отчеством, Родиной-Матерью было естественным.

В настоящее время у нас нет государственной идеологии. Система советского «тоталитарного» идеологического воспитания демонтирована. Есть демократия и свобода слова. Информационное пространство и интернет свободны для всех. Кто и для чего воспользовался этой свободой? В большей мере — подготовленные специалисты, «агенты влияния», менеджеры. Для чего? В значительной степени — для ведения информационно-психологической войны с Россией, целенаправленного возбуждения деструктивных эмоций и инстинктов, даже для побуждения к суицидам.

Нашим детям, которые биологически, психологически и духовно должны быть нашими, навязываются отчуждение от родителей и Родины. В качестве кумиров предлагаются не труженики, не защитники Отечества, не ученые, не творцы и созидатели, даже не личности.

На психику и поведение подростков целенаправленно и высокотехнологично воздействуют интернет, радио, телевидение, шоу-бизес, реклама, представляющие употребление психоактивных веществ привлекательной, романтичной, неотъемлемой частью жизни молодых людей. Например, популярная песня М.Барских «Ты мой героин»

«…Ты мой героин. От тебя улетаю

Ночами не сплю, без тебя, выживаю

Ломает любовь, разрывает на части

Я в твоей власти, ты в моей власти…»

Мелодия, юношеский голос, грустно-романтический эмоциональный тон, одиночество, страдание, незащищенность, стремление к соединению, ненавязчивая сексуальность, искренность чувств, точность выразительных средств оказывают сильное воздействие на подкорковые функции подростков – вызывают резонанс чувств, образов, мотиваций, присоединяющих к исполнителю. Талантливое, музыкально-танцевально-драматическое навязывание романтической наркотизации, ассоциированной с любовью, одиночеством, надеждой воспринимается «душой» более сильно и глубоко, чем правильная информация воспринимается «умом». Это – основной фактор роста распространения наркотизации в молодежной среде.

Свободный доступ к интернет – великое благо для получения информации, для образования. Но для того, чтобы не отклоняться от этой цели пользования интернет подростку нужно обладать знаниями и навыками взрослого – анализировать информацию, контролировать ее соответствие цели выхода в интернет, иметь волю, удерживать внимание на цели, не допускать «замусоривания головы» ненужной информацией, беречь свое время. Интернет структурирован как управляемый хаос. Политические новости сочетаются с сообщениями о том, какая известная дама обнажилась в общественном месте, какие кумиры развелись или поженились, как отдыхают дети известных людей, какие гонорары получают спортсмены, кого из российских чиновников задержали за взятку, как похудеть, помолодеть и т.д. Ценностная ориентация этой информации – потребительство, удовольствия, беззаботность и безответственность, эгоизм и гедонизм, гламур и поверхностность – это базовые ценности и характеристики наркоманского стиля жизни.

Информационная теле-, радио- и кинопродукция также структурирована по алгоритму наркотического опьянения, управляемого хаоса. Она фрагментарна, насыщена выразительными средствами – цветом, звуком, светом, образами и без-образ-и-я-ми, динамична, разорвана на клочки рекламными вставками и рублеными ритмами. Единицы информации оторваны друг от друга, контрастны по качественным и количественным

характеристикам, противоречивы, вызывают тревогу, растерянность и страх, желание отвлечься, забыться, уйти в какую-то виртуальную ситуацию покоя и благополучия. Для этого предлагается много способов – прием психоактивных веществ, психоделическая музыка, танцы, секс и др.

Такое форматирование теле- и радио-передач приводит к тому, что высшие психические (левополушарные) функции — логическое мышление, анализ; установление связей между элементами, создание конструкций, прогнозов, самосознание, контроль, чувство долга и др. — блокируются. Но стимулируются импульсивность, внушаемость, доверчивость, отсутствие склонности к прогнозированию и планированию, эмоции, инстинкты, влечения.

Эстрадно-подкорковое направление пропаганды наркомании нужно признать как эффективное, разработанное квалифицированными специалистами с учетом психофизиологических особенностей подросткового возраста, целесообразно изучить информационно-психологические технологии наших стратегических противников и разработать симметричные, но более сильные конкурентные воздействия на эмоциональные, мотивационные, ценностные составляющие трезвой жизни молодежи. Это совершенно реально.

Наблюдения за школьниками и студентами, участниками военно-спортивных патриотических сборов с участием «Юнармии» и кадетских школ, проведенных в Казани и Орле, убеждают в том, что современная молодежь страстно жаждет высоких идеалов справедливости, чести, мужества, патриотизма; объединения для служения Отечеству, подвигов, героизма, самоотверженного труда. Они получают огромное удовольствие от пения народных и военных песен, от исполнения народных танцев под богатырскую музыку, включающих элементы боевых искусств – рукопашного боя, захватов и бросков, фехтования, прыжков и вращений, демонстрирующих силу, выносливость, ловкость и смелость.

Доброта, простота, естественность, натуральность, понятность отношений и поведения в больших отрядах по 60 человек в разных ситуациях — на лекционных занятиях, на спортивных мероприятиях, на репетициях и

концертах, во время питания и отдыха также дают участникам сборов огромное удовольствие и радость от ощущения человеческого единства друг с другом, с воспитателями, со славными предками, которые так же жили и служили, так же достойно вели себя 100 и 200 лет назад. Красота, чистота, яркость, мощность, глубина и масштаб эмоциональных переживаний у современных школьников и студентов на массовых военно-спортивных, патриотических сборах; пробуждение «генетического» патриотизма, коллективизма, оптимизма и энтузиазма являются мощной альтернативой эстрадно-подкорковой пропаганде наркотизации. К пронаркотическим песням и исполнителям возникает протест и сожаление о том, что молодые люди занимаются духовным и физическим самоуничтожением, в то время как можно и нужно заниматься гораздо более приятным и полезным развитием и себя и своей Родины.

Проявлением навязывания нашим современникам алкогольного стиля жизни являются новогодние телепрограммы, традиционные «голубые огоньки» со звездами эстрады. Все их знаменитые участники предстают перед телезрителями с бокалами шампанского. Хотя, процесс приема вина не показывается, но укрепляется пагубная традиция неразрывности праздника с алкоголизацией. Самые популярные, знаменитые, успешные артисты — кумиры молодежи – обязательно «пьют по праздникам» и подают такой пример своим поклонникам и всему населению. Это способствует формированию положительного отношения к «культурной» алкоголизации.

В репертуаре многих народных артистов России есть песни, иллюстрирующие эффекты психоактивных веществ – алкоголя, табака, героина, кокаина, алкалоидов конопли и мотивирующие наших соотечественников на их употребление.

«Сумасшествие» — самая популярная тема в эстрадных песнях, ставшая главным атрибутом юности, молодости, любви, весны и критерием интенсивности чувств и влечений. Например:

«Я без тебя схожу с ума… С тобой я тоже с ума схожу…».

«Я схожу с ума, мне слишком мало тебя…»

«Она сумасшедшая, но моя….Танцует до утра, Поет ла-ла-ла…»

«В голове моей туманы-маны. Утекла любовь из кармана…»

«Пламенеющий закат тебе и мне вскрывает вены…»

«Тонкий шрам на любимой попе…

На него лишь взгляну — и схожу с ума…»

«Это не женщина, это беда…,но я не ведусь,

Лучше просто пойду, покурю и напьюсь…

«Мимо нас летят люди и птицы. Они летят, чтобы все-таки разбиться.

Убей меня потом, но только не сейчас. Сейчас…»

Песни такого содержания прямо противоположны профилактике зависимостей и пропаганде здорового образа жизни. Они направлены на подростков и молодежь, которая к ним психофизиологически восприимчива, но социально, законодательно и информационно не защищена. Согласно современной Конституции в России нет государственной идеологии и нет цензуры. Эта уступка стратегическим противникам, дает им свободу действий в идеологической и информационно-психологической войне, целью и результатом которой является самоликвидация населения России на ее территории и за ее счет с использованием психоактивных веществ и их информационных и поведенческих аналогов.

Исполнение деструктивных песен в концертах и в СМИ не сопровождаются комментариями об их опасности для здоровья, как например, на бутылках с алкоголем и пачках сигарет. Конкуренция между скромной,

«корковой» профилактикой здорового, трезвого образа жизни и массовой, роскошной, «культурной» «подкорковой» пропагандой прямо противоположного снижает эффективность профилактики и подрывает доверие к ответственным за это госслужащим.

Такого не должно быть. Этот справедливый протест нужно использовать для создания мотиваций на воспитание ответственности, патриотизма и гражданской активности у авторов песен, у безымянных менеджеров, выбирающих деструктивные произведения для включения в программы публичных концертов; у артистов, которые выглядят как пропагандисты и наглядные пособия использования психоактивных веществ у слушателей, которых они зомбируют, программируют, развращают, мотивируют на безумное состояние и поведение, даже на суициды; у госслужащих ответственных за информационную, культурную, образовательную, молодежную политику.

Профессиональные сообщества психиатров и наркологов, ответственные за охрану психического здоровья, профилактику расстройств психики, поведения и зависимостей на эти вызовы тоже не отвечают. Они помогают только уже заболевшим. Психическое и духовное здоровье здоровых людей охранять некому. Эта актуальнейшая проблема, являющаяся основным проявлением информационно-психологической войны с Россией, не осознается в полной мере ни специалистами, ни госслужащими, ни населением.

Телеканал «Культура» в 2016 году дал замечательный пример музыкального образования и воспитания зрителей в проекте «Большая опера». Миллионы наших соотечественников с огромным интересом, удовольствием и пользой для себя учились у великих мастеров анализу исполнения и восприятия опер, оперетт и романсов.

Эстрадные песни гораздо более популярны и социально значимы. Их нужно тоже учить петь, слушать, анализировать, определять цель, смысл, образ, чувство, мастерство исполнителей, их идеологическую направленность, психические и поведенческие реакции у слушателей, социальные последствия и

т.д. Анализ популярных эстрадных песен может стать очень перспективным направлением культурного и патриотического воспитания, профилактики наркомании, алкоголизма, курения, расстройств личности и поведения, суицидов и других деструктивных явлений в нашей жизни, а также для возрождения традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Методика биопсихосоциального анализа песен нами давно разработана, описана и применяется в педагогической практике [3,6].

В новом, стратегически важном документе — «Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации» ставятся задачи «укрепления внутреннего единства российского общества,…устранения негативных явлений в управлении, в образовании, здравоохранении и других сферах, воспитания молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей» [1]. Фактически ставится задача восстановления государственной идеологи. Это безальтернативное условие для сохранения России.

Идеологическое направление профилактики зависимостей в нашей стране никогда не прекращалось. Оно ушло с переднего рыночного, либерально-демократического плана, финансировалось по остаточному принципу, на гранты и личные средства авторов. Но за прошедшие 15- 20 лет появились десятки харизматичных личностей по всей России, которые разрабатывали авторские методики и программы, писали, издавали и внедряли учебные и методические пособия и руководства, организовывали семинары, конференции, читали лекции в школах, вузах и на предприятиях, в религиозных организациях. Это – ученые и священнослужители А.Берестов, Г.И.Григорьев, Н.В.Каклюгин, И.В.Бачинин, И.Шевкунов, В.А.Юферов, В.С.Шапоров, и др., члены общественных организаций «Оптималист», «Международная академия трезвости», «Общее дело» — В.Г.Жданов, А.Н.Маюров, В.В.Куркин, А.М.Карпов, В.В.Герасимова, В.Фахреев, Е.А.Какунина, Н.А.Гринченко, В.М.Паскару и сотни других борцов за Россию.

Мы разрабатываем биопсихосоциальное направление психиатрии и смежных наук о человеке, в структуре которого предлагаем принцип нормативной иерархии возрастания масштабов и приоритетов потребностей человека от биологических через социальные к духовным, укладывающихся друг у друга как матрешки. Духовный (идеологический) контур в структуре – наружный, определяющий масштаб и нормальную ориентацию личности. Этот жесткий потребностно-иерархический принцип принимается наукой, религиями, Всемирной организацией здравоохранения, то есть, на его основе возможна гармоничная, бесконфликтная интеграция действий людей и организаций.

В формате этой биопсихосоциальной научной парадигма профилактика структурируется на 3 уровня – биологический, социально- психологический и духовный (идеологический).