Дух, духовность и телесность. Систематизированные субъективные представления, сложившиеся из прочитанного, услышанного и пережитого А.М.Карпов Графический и звуковой образ слова ДУХОВНОСТЬ состоит из слов ДУХ В НАС. То есть, оно обозначает наше отношение к Духу. Если мы для него открыты и принимаем его в душу и тело, и живем по его законам – мы духовные. Духовность – это характеристика человека, определяющая меру или степень его приятия Духа, соединения с ним, которое, может реализоваться как касание, принятие, наполнение, погружение, единение, служение, подчинение и другими вариантами взаимодействия. Для разговора о Духе ему нужно дать определение. Сказать из каких структурных элементов он состоит, какие функции каждый элемент выполняет, цель и смысл его существования, механизм выполнения своего предназначения. Сформулировать такое структурированное содержательное определение Духа сложно. О-предел-ение означает установление пределов или границ. У Духа никаких границ нет. Ни правовых, потому что он свободен, никому не принадлежит, существует независимо от человека; ни временных-возрастных, потому что он вечный и всегда молодой; ни территориальных, потому что он не привязан к месту; нет формы, размеров, цены и т.д. Поэтому ему трудно дать определение. Для связки Духа с человеком сравним Дух с душой. Душа — личная, индивидуальная, временно «прописанная» в определенном человеке, пока он жив. После биологической смерти душа покидает тело. Определением «одушевленный» разграничивают живые организмы (кто) и неживые предметы (что). В разговорной речи различия между душой и Духом иногда не четкие и совпадают как синонимы. Например, выражение «испустить дух», по результату соответствует «умереть», а по смыслу — перестать быть одушевленным, расстаться с душой. Живой, одушевленный Человек сам выбирает свою стратегию отношений с Духом: принимать, присоединяться и быть с ним, то есть, быть духовным — или нет. Если Да, то что это для человека? Духовность — это определенное подчинение Духу, причем не как физической силе реального человека, а силе надчеловеческой, даже неземной, космической. Духовность на психо-физическом уровне проявляется как настройка или перезагрузка личности, форматирование под определенный Идеал. На социальном уровне это можно сравнить с вступлением в виртуальную партию, причем, без каких-либо формальностей — письменного заявления, членских взносов, контроля, но с добровольным, полным подчинением Духу, как Лидеру, который персонально не существует, никак себя не проявляет, но все видит, слышит, знает, решает и умеет. Духовность реализуется как добровольное выполнение человеком нравственных обязательств при удовлетворении биологических, социальных и духовных потребностей. Ограничение собственных прав духовного человека добровольное. Оно ощущается не как надзор и принуждение, а наоборот, как подключение и присоединение к ресурсам Силы Духа в результате вступления в виртуальную партию, возглавляемую самим Всевышним. Членство в ней дает чувство и представление Правды, единения с Высшей Силой, которая правильно — идеально организована и направлена. В диаде Дух-Человек. Дух главный. Но какой Он? Это великая тайна. Инструментам познания и обозначения он не доступен. В этом состоит сложность осознания, осмысления, понимания и определения Духовности, а также привлекательность попыток справиться с этой сверхсложной, нечеловеческой задачей с Божьей помощью. Дух нельзя описать и изобразить, потому что его невозможно увидеть глазами. На зрительные рецепторы сетчатки глаз он не действует, и прямых, зримых, видимых характеристик – цвета, размеров, формы у Духа нет. Его нельзя нарисовать. Но ассоциативные зрительные характеристики существуют – «нечистый дух», а также чистый, светлый, свободный и др. Визуальные проявления духа воплощаются в духовной живописи – иконах и картинах. Распространенные зримые символы духовного содержания – храмы, мечети, соборы, гербы, знамена, кресты, полумесяц и др. Дух не имеет запаха. Носом — рецепторами, воспринимающими запахи знакомых веществ и предметов – хлеба, ландыша, леса и др. Дух не ощущается. Но ассоциативные обонятельные характеристики известны. Например, у Пушкина «Здесь Русский дух. Здесь Русью пахнет». В духовных ритуалах используются ароматы – ладан, елей, благовония… Веса Дух тоже не имеет. Его нельзя взвесить на весах и определить сколько он весит. Но, опять же, ассоциации весового характера применяются – «легкий дух», «тяжелый дух»… Вкуса у Духа тоже нет. Вкусовыми рецепторами языка, различающего сладкое, соленое, кислое, горькое дух не ощущается. Даже нет вкусовых ассоциаций определяющих Дух. То есть он более всего далек от пищи земной, материальной, которую можно откусить или отпить, пожевать, проглотить. Но есть продукты духовного предназначения – святая вода, просфорки, пасхальный кулич, крашеные яйца. В религиях имеются регламентация пищевого поведения — постные дни, посты. Есть понятия «пища духовная», «питаться духом святым». Это значит — ничего не есть, но голода не ощущать. Это метафора. Биологических составляющих — белков, жиров, углеводов, витаминов в духовной пище нет. Дух не звучит. Звуковые рецепторы уха, которыми определяются характеристики звука — громкость, тональность, источник звука, его место, например, звонок телефона, сигнал машины, гром небесный, Дух не воспринимают. Однако, существует музыка, которую люди однозначно определяют как духовную. Духовные ритуалы содержат звуковую часть – колокольный звон, орган, церковные хоры, исполняющие молитвы. Духовность выражается словами и воспринимается на слух. Проповеди озвучивают священнослужители. То есть, Дух существует, но человеком познается не органами чувств, как субстанция, а душой, то есть, психическими функциями – как определенное состояние со-знания, эмоций, восприятия, воображения, внимания, воли, мышления. Известное выражение быть «в духе» характеризует субъективное, душевное состояние человека, его нахождение в пространстве Духа, как резонанс и гармония души и Духа. Это хорошее состояние души — гармонии, радости, оптимизма, уверенности, ясного сознания, творческого вДОХновения. Оно проецируется на состояние психических функций. Психофизиологическое толкование – гармония левополушарных, правополушарных и подкорковых функций. Нейрохимическое объяснение – высокий уровень и баланс дофамина, норадреналина, серотонина, окситоцина и других медиаторов, гормонов, пептидов и др. Быть «Не в духе» — значит выйти из пространства Духа. Это плохое, неконгруентное состояние Души и Духа. Оно проецируется на психические функции как снижение настроения, активности, наличие мыслей об угрозах, обидах, отсутствие плана действий. Психофизиологическое представление — доминирование правого полушария. Нейрохимическое толкование — дефицит серотонина, дофамина, норадреналина, окситоцина и других медиаторов и пептидов. Дух не материален, не доступен прямому, контактному познанию с помощью органов чувств, но взаимодействие с ним Человеку необходимо. Оно осуществляется душой, то есть психическими функциями и состояниями. Для этого используются методические приемы и техники, хорошо знакомые священникам, психотерапевтам, воспитателям, музыкантам, художникам, актерам и другим специалистам, соработающим с Духом. Чтобы душа – психика, имеющая материальные нейрохимические и электрофизиологические механизмы, стала способна воссоединяться с нематериальным Духом, ее нужно настроить, захотеть этого и выполнить определенные условия для души и тела. Можно сравнить взаимодействие тела, души и духа с радиоприемником и радиоволнами. Радиоприемник мы настраиваем на нужную частоту, на телефоне набираем номер нужного человека и начинаем информационное взаимодействие. В обращении к Духу роль телефона выполняет наше тело и душа (психическое состояние) а абонент – вселенское информационно-энергетическое пространство или Бог. Наличие волновой и частотной характеристик Духа подтверждается практикой. Во всех мировых религиях: христианстве, исламе, иудаизме принято читать перед принятием пищи молитву и освящать еду перед принятием на религиозных праздниках. Оказывается, частота колебаний молитвы любой конфессии, звучащей на любом языке, равна 8 герцам, что соответствует частоте колебаний магнитного поля Земли. Это иллюстрируют фотографии воды после молитв, сделанных М. Эмото Этот факт способствует формированию представлений о физической составляющей духовности и о единстве Бога. Бог, как и мир — един, а религий много, потому что в их оформлении принимают участие люди и вкладывают в их содержание и исполнение производные «человеческого фактора», который порождает конфликты между религиями. Музыка, вызывающая резонансные вибрации души у людей разных национальностей, больше всего передает характеристики Духа. Экспериментально доказано, что молитва формирует в воде, входящей в состав абсолютно всех продуктов, гармоничную структуру. (Г.В.Коротков, М.Эмото,). Ритуал освящения неживых предметов – воды, крестов, домов, машин и др. свидетельствует о том, что определенные свойства Духа распространяются на материальные, неживые предметы на атомно-молекулярном, физико-химическом, частотно-волновом, энергетическом и других уровнях. Это уровень воздействия аналогичный современным нанотехнологиям. Богу и духовным людям они давно известны. В Роснано надо было бы брать на работу духовных людей. Мера принятия человеком духовности зависит от определенных характеристик организма и психики. Ими можно управлять, то есть, изменять по своему желанию, закрепить в жизни в форме культурных, социальных, поведенческих и гигиенических норм. Развитие человечества происходит в этом направлении и целенаправленно используется в религиозных и психотерапевтических практиках. Известны телесные признаки, способствующие повышению восприятия Духа — наружная и внутренняя чистота. Например, «чистый четверг» на страстной неделе у православных. Омовения перед молитвой у мусульман. В религиозных ритуалах для улучшения взаимодействия с Духом используются посты, воздержание от пищи перед исповедью, причастием и написанием иконы, регламентация продуктов и времени еды. По-видимому, характеристики потребления пищи и воды влияют на нейрохимические, биофизические, электролитные и электрические характеристики организма, на способность воспринимать и излучать электромагнитные волны, настраиваться на нужные частоты, вступать в резонанс с энергоинформационным пространством, являющимся субстратом духовности, получать ответы на запросы и выражать их божественным, вдохновенным, духовным, душевным творчеством — словами, музыкой, живописью, конструкциями и т.д. В психотерапии для этих целей используются расслабление мышц, особые техники дыхания (голотропное), монотонный звук, трансовая музыка и речь и др. Для взаимодействия с Духом имеются требования к внешнему виду — одежде, волосам, бороде, наличию религиозной атрибутики, положению тела, рук, головы, пространственной ориентации, горящих свеч. Характеристики одежды и внешности тоже включаются в передачу и прием электромагнитных колебаний, как антенны. Требования и рекомендации к внешнему виду и одежде заданы свыше. Надо это знать. Создатели современной моды обычно руководствуются не высшими, а низшими потребностями, предлагают прически, одежду и манеры ориентирующие людей не к Богу, а к его противникам. Душевные (психические) характеристики, способствующие соединению человека с Духом, также хорошо известны и практикуются. Перед молитвой, которая является способом обращения к Богу, нужно особое состояние души, отвлеченность от всего земного, бытового, мирского, настрой на контакт с Духом, как на сеанс радиосвязи. Для отвлечении от мирского и настроя на духовное, предназначены иконы и храмы. Законы иконописи, расположения, построения и оформления храмов и мечетей, проведения богослужений, тексты молитв, помогают переключению с мирского на духовное, соединению с Богом, резонированию, подключению к ресурсам Всевышнего. Врачи перед трудными операциями и манипуляциями молятся, обращаются к Богу, Святому Духу, к Ангелу, чтобы создать канал связи с Богом и с его помощью осуществлять лечебные воздействия. Экстрасенсы и целители тоже демонстрируют свое соработничество с Богом для самозащиты и повышения к ним доверия у клиентов. Экстренные обращения к Богу без религиозной атрибутики, часто используются людьми в ситуациях мощного стресса, угрозы жизни, например на войне, при стихийных бедствиях, авариях на дорогах, в небе и на воде. При стрессе в организме человека происходит мощная активизация нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем, изменяется обмен веществ, солей, воды, состояние клеточных мембран, ускоряется проведение электрических нервных импульсов. Эти изменения обуславливают усиление способности передавать электромагнитные волны, энерго-информационные сигналы «SOS» к Отцу Небесному, земной и Небесной Матери, к самым близким людям, с которыми возникает волновой, частотный резонанс и ответ в форме спасительного знания или совета. В результате исследования самопомощи спасателей МЧС нами установлено, что в моменты крайней опасности, когда уже ничто человеческое не может помочь, спасатели спонтанно взывают к Богу. Даже сильно грешные, не помнящие ни одной молитвы, обращаются к Богу своими словами, но искренне, страстно, изо всех сил. И чудеса случаются. Бог слышит, помогает и спасает. После таких испытаний люди идут в храмы и мечети, становятся верящими и верующими. Примеров множество из собственной жизни. Приведу очень яркий, убедительный пример из жизни нашего друга и коллеги доктора медицинских наук, доктора богословия, профессора, заслуженного врача РФ, врача психиатра-нарколога, психотерапевта, настоятеля Храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии, протоиерея Григория Игоревича Григорьева. В 1979 г. он закончил Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова в Ленинграде. Служил начальником медицинской службы подводной лодки на Краснознаменном Тихоокеанском флоте. В период сентября-октября 1980 г. трижды выходил в море на трех разных подводных лодках и трижды попадал в аварии. Когда после третьей аварии лодка всплыла он поднялся в боевую рубку и как-то по-особому увидел звездное небо. Он понял, что во Вселенной порядок, а значит есть Господь. Это понимание позволило преодолеть стресс и страх. Через два года после этого он крестился и воцерковился. После демобилизации с ВМФ СССР работал врачом психиатром-наркологом, психотерапевтом Клинической больницы УД АН СССР, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал директором Международного института резервных возможностей человека созданного на базе АН СССР. В 2009 г. священноначалие благословило его возглавить строительство храма в Юкках, который до него не могли построить с 2004 г. 8 священников: на месте строительства был выкопан только котлован. Григорий Игоревич — не строитель, не снабженец и не олигарх. Напрягая все свои силы, с Божьей помощью, силами прихожан храм удалось построить за 2 года. В 2015г. протоиерей Григорий Григорьев защитил докторскую диссертацию по богословию. «Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования» . Сейчас он декан факультета психологии и философии человека и заведующий кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии, профессор Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. Святых Кирилла и Мефодия, председатель Александро-Невского общества трезвости, директор Международного института резервных возможностей человека, член Союза писателей России. Он часто выступает на православном телеканале «Союз», бесконечно востребован, загружен, успешен, продуктивен, уважаем, любим, здоров, энергичен, увлечен творчеством и счастлив. Григорьев Григорий Игоревич – наш современник и коллега, является примером настоящего православного христианина, с Божьей помощью справляющегося со всеми заданиями и испытаниями. Без нее выполнять такие объемы работы было бы нереально. Люди духовные часто оказываются верующими. Однако, невоцерковленных среди духовных людей также много. Почти 100 лет Церковь отделена от государства. Большинство наших соотечественников не получили религиозного воспитания и образования, не знают и не соблюдают ритуалов, которые трудно сочетаются со светским образом жизни. Представления о Духе и Боге у них не четко дифференцируются и часто совмещаются. Люди духовные, невоцерковленные похожи на верующих по добровольному соблюдению высоких нравственных норм, предъявляют к себе высокие требования, стремятся быть самодостаточными, предпочитают надеяться на себя, живут по принципу «На Бога надейся, а сам не плошай». В какой-то мере они грешат гордыней, за что и наказывают себя сами. Различия между верующими и духовными похожи на различия между детьми, проживающими в родительском доме и в детском доме-интернате. Верующие всегда чувствуют связь с Отцом небесным, с Матушкой-владычицей-заступницей, с Ангелами-хранителями. Эта связь ощущается как обмен потоками любви и заботы, благодати, великодушия, гармонии и мира, оптимизма, Веры, Надежды и Любви. Бог всемогущий и добрый. С его помощью можно справиться с самыми трудными задачами. Он любит каждого человека, как своего дитя, воспитывает и развивает, дает задания и посильные испытания для духовного и личностного роста. Он может простить грехи, отвести опасности и угрозы, щедро наградить. Быть с Богом – это самое лучшее пожелание человека человеку. Религиозные переживания имеют доказанное материалистическое выражение. Определение концентраций в крови нейропептидов — эндогенных аналогов наркотика морфина до и после молитвы, показало, что искренняя молитва способствует повышению образования в организме людей психоактивных веществ, которые являются нашими собственными, родными, бесплатными оригинальными лекарствами от боли, страха, тревоги, раздражительности и др., а те, что продаются в аптеке – это их синтетические аналоги — подделки. Во всех отношениях лучше заслужить и реализовать право пользоваться Божьими дарами для исцеления тела и души. Молитва – общение с Богом – обладает очень мощным потенциалом оздоровления, осуществляющегося с участием тех же структур и механизмов, которыми пользуется медицина, только лучше — в идеальном исполнении и бесплатно. Единственное условие – добровольное, честное выполнение рекомендаций Творца для тела и души, соблюдения главного принципа медицины «Не навреди» . Этому имеется множество подтверждений. Успешно работают религиозные православные и мусульманские центры реабилитации для зависимых от алкоголя и наркотиков. Они не пользуются медицинскими технологиями и лекарствами. Все лечебные эффекты достигаются с помощью Божьей в результате соблюдения его рекомендаций для тела и души, полезного труда и молитв. Мы живем в светском, социально-ориентированном государстве, отделенном о церкви. Мировоззрение нашей эпохи соответствует биопсихсоциальной парадигме. Современная наука, международная администрация (ВОЗ) и религии, определяют человека как существо биопсихосоциальное – состоящее из тела, души-духа и социальных проявлений, следовательно, имеющее биологические, социальные и духовные потребности. Содержание понятия разработал русский академик В.М.Бехтерев.[5] Термин предложил Engel G. [7]. Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как – состояние полного физического, душевного (духовного) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Основные потребности человека надо не только определить, но и соединить между собой в действующую конструкцию, соотнести между собой по конфигурации, размерам, масштабам, по функциональной значимости, по целевой направленности, определить критерии нормативности. Мы представляем биопсихсоциальную, потребностно-иерархическую структуру человека в образе матрешки с нормативным возрастанием масштабов потребностей от биологических через социальные к духовным [3] Рисунок № 1. Образ голограммы также корректен, потому что, в каждом проявлении человека эта закономерность сохраняется. Соотношение и иерархию потребностей можно представить в виде секторов в круге или уровней в кубе или пирамиде (Маслоу). Образматрешки отличается тем, что он замкнутый, более жесткий и однозначный, даже принудительный. Попытки изменить нормативное соотношение потребностей приводят к разрушению всей конструкции. Как, например, если внутренняя матрешка в укладке увеличится в масштабах или отклонится от оси, то это сожмет, деформирует и разорвет все последующие фигуры и разрушит всю матрешечную укладку на фрагменты. Рисунок № 1. Соотношение биологической, социальной и духовной составляющих в потребностно-иерархической биопсихосоциальной структуре человека Биологическая организация человека формировалась тысячи лет. Она стабильна и предназначена для обеспечения целостности и гармоничности человека в границах тела. Во все эпохи для обеспечения жизни и деятельности организм нуждался в одних и тех же строительных и энергетических ресурсах — воздухе, воде, еде, тепле, одежде и др. Их можно точно рассчитать по физиологическим и гигиеническим нормам на уроках биологии. Масштаб биологических потребностей жестко ограничен потребностями поддержания внутреннего физического и химического баланса (гомеостаза). Как недостаточное, так и избыточное потребление даже самых полезных продуктов причиняет не пользу, а вред здоровью. Избыток белков ведет к подагре, жиров – к ожирению, углеводов – к диабету и ожирению, витаминов – к гипервитаминозам и т.д. Установлены гигиенические нормы всех параметров помещений — температуры и влажности воздуха, освещенности, интенсивности шума, вибрации, радиации и др. В процессе воспитания и образования эти знания нужно давать детям и формировать у них навык добровольного ограничения потребления в соответствии с научно разработанными нормами и рекомендациями, для своего же блага, на основе разумного эгоизма. Биологическая составляющая жизни задана свыше, ее не выбирают. Люди, различающиеся по всем характеристикам, похожи по способу зачатия, рождения, дыхания, питания, общения, размножения, смерти. Это уравнивает людей различающихся по финансовым, социальным, национальным, религиозным и другим признакам. Принятие этой очевидной истины сбережет людям здоровье, предупредит много грехов, порадует людей и Бога. Социальная (душевная) организация жизни людей предназначена для обеспечения их целостности и гармоничности в пространстве общества. Человеку нужны семья, друзья, профессия, образование, работа, деньги, отдых, развлечения, профессиональный и социальный рост, признание и соблюдение гражданских прав и законов, государство, власть и др. Масштаб этих социальных потребностей соответствует среднему контуру в матрешке. Он больше масштаба биологических потребностей, но он также достаточно определенный, и меньше масштаба духовных потребностей. Людям нужна одна семья, одна любимая профессия, постоянное место работы и проживания, свой вид спорта, одна компания «старых» друзей, одна Родина, зарплата, позволяющая обеспечить запросы семьи в образовании, лечении, отдыхе и т.д. Эти социальные потребности стабильны и также естественным образом ограничены нижестоящими биологическими и вышестоящими духовными потребностями человека. Но если биологическая и духовная организация человека жестко заданы свыше, то в социальной организации есть свобода выбора и высокая вероятность искушений. Люди вольны выходить за разумные границы потребления – проявлять чрезмерный эгоизм, жадность, агрессивность и т.п. Примитивная гордыня, безумная лихость поставить себя выше Бога, позволяют определенным людям игнорировать духовные потребности и обязанности в социальной составляющей их жизни. Они организуют революции, развязывают войны, проводят грабительские реформы, разжигают межнациональные конфликты, способствуют росту преступности, коррупции и другим богопротивным явлениям в социуме, разрушающим биологическую и духовную части жизни человека и общества. Отрыв социальных потребностей от биологических и духовных потребностей, например, алкоголизация, курение, наркотизация, азартные игры, приводит к разрушению соматического и психического здоровья, социальной и нравственной деградации. Это подтверждают закономерности развития всех зависимостей. Известно, что биологической потребности в приеме табака, алкоголя, наркотиков, в коррупции и терроризме у людей нет. Эти варианты влечений имеют социальную мотивацию – быть «как все», присоединиться к компании, приобрести желательные социальные характеристики — взрослость, самостоятельность, независимость и т.д. Вследствие такой социализации разрушается биологическое здоровье – появляются влечение, похмелье, гастриты, панкреатиты, гепатиты, циррозы, невриты, энцефалопатии, психозы, слабоумие, преждевременная смерть. Душевное и духовное здоровье при зависимостях от психоактивных веществ и от эквивалентных им вариантов поведения, также неизбежно разрушаются. У людей с зависимостями всех видов развиваются эгоизм, эгоцентризм, лживость. Утрачиваются интересы и способности трудиться, быть социально нормативными, полезными, ответственными, честными, справедливыми. Нарастает психическая, социальная и духовная деградация. Это положение также уравнивает людей различающихся по социальным, финансовым, национальным, религиозным характеристикам. Освобождение социальных потребностей от контроля тела, души и духа, закономерно и неотвратимо приводит к разрушению нормативности всей биопсихсоциальной структуры потребителей и общества. Наш коллега – православный врач психиатр-нарколог Николай Каклюгин выразил это суждение графически на Рисунке № 2. Рисунок № 2. Жизненный маршрут человека, свободного от духовных потребностей и обязательств Из рисунка видно, что выбор стиля жизни без нравственных целей проявляется деструктивным поведением в социуме и преждевременной биологической смертью. Отвержение Духа создает проблемы в социуме и сокращает жизнь. Духовная организация человека предназначена для целостности и гармоничности человека в пространстве семьи, рода, общества, человечества и Вселенной. У нее нет биологических, социальных, территориальных и временных границ. Биологическая и социальная составляющие человека прекращают свое существование сразу после его смерти, а духовная составляющая личности живет намного дольше, пока о нем помнят люди. Есть множество примеров духовного бессмертия. Вошли в историю авторы великих научных открытий, врачи, полководцы, герои, писатели, скульпторы, художники, умершие сотни и тысячи лет назад. Их биологические и социальные характеристики совершенно не важны для потомков. У них вызывает интерес духовное наследие предков, сумевших ответить на «вечные» вопросы о смысле жизни, добре и зле, любви, счастье, подвиге…, точно и ярко выразить душевные переживания — чувства, мысли и образы в рукописях и творениях искусства, которые вызывают душевный отклик у потомков, воспитывают, учат, развивают их, направляют и приближают к вечным сакральным, духовным ценностям. Духовность проявляется добровольным принятием и исполнением замысла Творца, создавшего человека по своему образу и подобию, и завещавшему любовь к ближнему, как к самому себе, доброту, милосердие; ответственность за детей, больных, стариков, за прирученных животных, за сохранение природы; нестяжательность, совесть, справедливость; способность смело и умело защищать семью, род, веру, культуру, традиции предков, страну. Дух никому не принадлежит, его нельзя отнять или уничтожить. Это проявление Бога. Повторим, что духовность принимается добровольно. Некоторым она не нужна, потому что ограничивает возможности становиться богатыми и властными. Развитие духовности, восстановление совести и справедливости, является самым незатратным и в то же время самым надежным средством устранения коррупции, воровства, наркомании, алкоголизма, терроризма и других современных пороков. Это соответствует национальным традициям русского народа, которому дано предназначение быть носителем и стяжателем Святого Духа. Запад предпочитает стяжать золото, «забывая» о духовных потребностях. В нашей потребностно-иерархической, биопсихосоциальной структуре человека духовные потребности образуют внешний контур, граничащий с Космосом, Вечностью (Богом). Духовность, а не социальный и не финансовый статус, определяет масштаб личности, цели и смыслы ее деятельности, стратегии и средства их достижения, оформляет всю структуру человека и общества. Идеология политической элиты Запада и современных прозападных российских чиновников ограничена рамками потребления и двойными стандартами его регулирования. В ней нет высоты, простора и красоты духовной составляющей. Она двухмерная – био-социальная, а не многомерная, как наша — био-психо-социо-духовная. Надо не Российскую идеологию сдавать, упрощать и опускать до западного стандарта, а наоборот Западную развивать и поднимать до Российской. Если не игнорировать графический и звуковой образ слова «зап-ад», то оно по созвучию ассоциируется с образами «западение» и «западня». В географическом смысле запад — направление, в котором исчезает солнце, свет и тепло, начинается ночь с определенными страхами и искушениями….В политическом смысле – западня (капкан, петля на шее из советников, кольцо из военных баз по внешним границам) для отнятия чужих богатств. Надо ли людям, имеющим образный язык и слух, стремиться туда и что-то переносить оттуда на территорию страны, над которой Солнце в зените 9 часов в сутки и у которой крупнейшие запасы всех природных и человеческих, душевных и духовных ресурсов? В современную эпоху социальная составляющая жизни народа под влиянием запада перестала соответствовать биологической и духовной, но это поправимо Потребностно-иерархическая, биопсихсоциальная структура человека является также инструментом воспитания целенаправленности, определяет стратегию, этапы и алгоритм развития и восстановления (адаптации и реабилитации) личности. Преодоление трудностей идет по этапам-уровням: Биологические дефициты (болезни, травмы, врожденные пороки) компенсируются достижениями в социуме. Много примеров того, что люди с ограниченными физическими возможностями реализуются и самоутверждаются в профессиональной деятельности — становятся успешными и востребованными программистами, юристами, переводчиками и др. Самостоятельно решают финансовые, бытовые, семейные и другие проблемы, опережая здоровых сверстников. А социальная дефицитарность компенсируются достижениями в вышестоящей духовной сфере – в творчестве и религии. Духовное наполнение и развитие людей помогает преодолевать социальные и биологические проблемы, является наиболее эффективным, перспективным, мирным, гуманным, малозатратным направлением устранения основных угроз современной цивилизации – эгоцентризма, потребительства, алчности, коррупции, агрессии, терроризма, наркобизнеса и др. Потребностно-иерархическая, матрешечная конфигурация нормативности человека и общества задана свыше. Мир один и един для всех, его надо не делить и разрушать, а сохранять и объединяться для этого. Развитие духовности перспективно для примирения и взаимопонимания, добровольного отказа от агрессии и войн. Биопсихсоциальный подход является инструментом для анализа реформ в России. Западные политтехнологи смогли сменить политическое руководство СССР, привести к власти функционеров-перевертышей с перевернутой иерархией биопсихосоциальных потребностей, у которых деньги, собственность и власть стали приоритетными и самыми масштабными, а духовные (совесть, справедливость) упразднились. Они стали проводить идеологические, политические, социально-экономические и другие реформы, которые привели к криминальной революции: смене социализма капитализмом, планового хозяйства диким рынком, советского тоталитаризма либеральной демократией. У реформаторов-рыночников, эффективных менеджеров приоритетными стали деньги, собственность, власть для максимального удовлетворения личных биологических и социальных потребностей. Духовная составляющая из национальной цивилизационной матрицы была устранена [1]. Слуги народа отобрали у своего хозяина собственность, превратили его в покорного слугу, устремились к личному обогащению путем ограбления обманутого хозяина Рис. № 3 Рисунок иллюстрирует как в результате криминальной революции и реформ единый народ стал разделенным. Большая часть простого народа продолжает сохранять традиционную цивилизационную матрицу с приоритетом духовных потребностей над социальными и биологическими, как показано на левой половине рисунка. Она трудится на совесть. На правой половине рисунка представлена перевернутая иерархия масштабов и приоритетов потребностей, характерная для класса эффективных менеджеров. Они работают за зарплату Рис. № 2 – Переворот потребностно-иерархической матрицы человека При такой конфигурации единства России его сохранение проблематично. Государство это понимает и начинает исправлять ситуацию. Основанием для оптимизма являются важнейшие государственные документы «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» [6] и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [2]. Высшая власть страны признает допущенные ошибки и называет их в призывах к нации сосредоточить усилия на укреплении внутреннего единства российского общества, на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Это исходная позиция для устранении коррупции, на обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранении структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации, на развитии человеческого потенциала. В диаде Дух и Человек Дух – главный. Он вечный, свободный, самодостаточный. Без каждого из людей он может обойтись. Человек без Духа – организм с психическими функциями. Жить может, но как изображено на рисунке №2, жизненные траектории бездуховной жизни очень травматичные и короткие. Человек имеет право выбора. Сравнение качества и количества жизни людей духовных и бездуховных дает возможность сделать сознательный выбор и отвечать за него самому.